Больше чем оркестр

В Москве выступил Балтийский молодежный оркестр под управлением Кристиана Ярви

Приближающийся к финалу столичный концертный сезон был традиционно щедр на события. В Москве выступили прославленные дирижеры, оркестры с мировым именем, среди них симфонический оркестр Люцернского фестиваля и Клаудио Аббадо, оркестр баварского радио и Марис Янсонс, Sinfonia Varsovia и Ежи Максимюк, мюнхенский камерный оркестр и Томас Цеэтмайр. Еще одно яркое имя — Кристиан Ярви, американский дирижер эстонского происхождения, давший концерт в Светлановском зале Московского международного дома музыки.

Ярви — представитель знаменитой дирижерской династии; его отец — всемирно известный маэстро Неэме Ярви, ныне возглавляющий оркестр романской Швейцарии. Старший брат Пааво Ярви — также дирижер мирового уровня, возглавляет два оркестра в Германии и Оркестр де Пари. Самостоятельной творческой величиной давно стал и Кристиан Ярви. Он работал ассистентом Эсы-Пекки Салонена в филармоническом оркестре Лос-Анджелеса, возглавлял Норландскую оперу и венский Тонкюнстлероркестр. Только за последние полгода Ярви дирижировал филармоническими оркестрами Роттердама, Монте-Карло, Сеула, Осло — все это коллективы международного класса. У маэстро также обширная дискография, особое место в которой занимает первая и единственная запись «Песни восхождения» Арво Пярта, сделанная под наблюдением автора. В 2012 году Ярви занял пост главного дирижера симфонического оркестра радио в Лейпциге — старейшего радиоколлектива в Германии.

В Москву Кристиан Ярви приехал с оркестром, чья история началась лишь несколько лет назад. Балтийский молодежный филармонический оркестр был создан в 2008 году, объединив молодых музыкантов из стран бассейна Балтийского моря — Германии, Дании, Латвии, Литвы, Польши, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Эстонии. «Это больше чем просто оркестр, — сказал маэстро перед концертом. — В наших планах — создание целой образовательной системы между этими странами, в рамках которой были бы организованы маленькие оркестры, которые были бы одновременно и кузницей кадров для нас. Он существует полностью на деньги спонсоров, и нам очень важно показать, что подобная инициатива может появиться и без привлечения государственных средств. Из всех моих текущих проектов этот — самый важный. Помимо того чтобы просто переезжать из города в город, от оркестра к оркестру и получать от этого удовольствие, мне хотелось сделать что-нибудь абсолютно бескорыстно».

Таким проектом и стал Балтийский молодежный филармонический оркестр, в художественный совет которого вошли крупнейшие дирижеры наших дней: Курт Мазур, Валерий Гергиев, Эса-Пекка Салонен, Марек Яновский и Марис Янсонс. За пять лет существования коллектив успешно гастролировал в странах Скандинавии и Прибалтики, выступал на берлинском фестивале Young Euro Classic, Дрезденском музыкальном фестивале, Шумановском фестивале в Дюссельдорфе, Балтийском фестивале в Стокгольме. Местом рождения оркестра считается остров Узедом в Балтийском море. Ближайшим летом оркестр также даст два концерта на престижном Шлезвиг-Гольштейнском музыкальном фестивале, где прозвучат Двойной концерт Иоганнеса Брамса, «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и Третья симфония современного эстонского композитора Эркки-Свена Тююра.

В Москве Балтийский молодежный оркестр представил программу, в основном состоящую из симфонических миниатюр и фрагментов. Трудно сказать, насколько силен оркестр в произведениях крупной формы, но эффектные пьесы вроде «Академической фестивальной увертюры» Брамса или «Пляски скоморохов» Чайковского буквально отскакивают у юных оркестрантов от смычков. Программа длилась без антракта около полутора часов, и в завершавшей ее «Праздничной увертюре» Шостаковича впервые за вечер почувствовалась усталость исполнителей. Однако это щедро компенсировали идеально отрепетированные бисы, среди которых выделялись стремительный «Цыганский танец» из балета «Конек-Горбунок» Щедрина и фрагмент «Музыки на воде» Генделя в вольной обработке для симфонического оркестра. Балтийский молодежный оркестр привел публику в восторг, аплодисменты не смолкали очень долго. В следующий раз мы надеемся услышать в его исполнении шедевры крупной формы. Вот только лица оркестрантов, скорее всего, будут в основном уже другие: каждый год проводится конкурс, по результатам которого состав оркестра существенно меняется.