Главная Культура 00:28 15 Мая 2013 185
Автор Мариинки-2: В России я не мог контролировать бюджет стройки

Разговор с архитектором-канадцем Джеком Даймондом, сотворившим в Санкт-Петербурге новую Мариинку

Мария Бабалова

Итак, в мае Мариинка-2, как о том мечтал художественный руководитель театра Валерий Гергиев, приняла первых зрителей. На сцене блистали звезды мировой величины: Ольга Бородина, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев и, конечно, Пласидо Доминго и Анна Нетребко. В ложе наслаждались искусством ВИП-гости во главе с президентом страны. А вокруг продолжались жаркие споры все о том же: что в конце концов получилось из затеи? Ответ мы решили получить из первых рук...

Десять лет понадобилось на то, чтобы Мариинский театр обрел вторую сцену, сработанную по последнему слову техники. Когда стройка затевалась, обещали, что уложатся в 100 млн долларов. В итоге затратили, как водится, раз в семь больше. Зато зал может принять до 2 тысяч зрителей. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Есть главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы и вспомогательные помещения. Автор эффектного здания, вызывавшего то восторги, то проклятия, известный канадский архитектор Джек Даймонд ответил на вопросы «Труда».

— Господин Даймонд, вы сами-то довольны тем, каким получился новый Мариинский театр?

— Безусловно. Здание восходит до уровня архитектуры, а архитектура — до той высокой миссии, которая выпала этому театру. Это очень важное совпадение — художественного замысла и социального смысла. Так случается не всегда. В Санкт-Петербурге это получилось.

— Тогда почему же столько людей, патриотов города на Неве, не приняли здание, а самые радикальные из них даже призывали снести его?

— В этом нет ничего удивительного. Мало кто любит перемены. Людям требуется время, чтобы привыкнуть, принять что-то новое. Но уже на публичном акустическом тесте, за две недели до торжественного открытия театра, многие благодарили меня за театр, просили автограф. Я осознанно пошел на визуально-простую форму здания. Если вы построите что-то исключительное в ряд с обычной застройкой, это будет ошибкой! Таким образом вы прервете линию улицы прекрасного города, каковым, безусловно, является Санкт-Петербург. Часто это является проблемой, особенно в городах США. Там каждое здание кричит: «Я! Я! Я!» Поэтому я с большим вниманием отнесся к тому, чтобы здание Мариинки-2 гармонично вписалось в архитектурный контекст окружающей застройки.

— То есть жесткая критика, в том числе и в нашей газете, вас нисколько не обидела?

— Абсолютно. Люди, критикующие здание новой Мариинки за простоту, пока не поняли моей главной идеи. Я построил необыкновенное сооружение внутри здания. В оникс облек стены зрительного зала с внешней стороны, сделав своеобразный парафраз легендарной Янтарной комнаты. Он виден с улицы в любое время суток благодаря высоким панорамным окнам. К тому же историческое здание театра отражается, как в зазеркалье, в новом доме.

Насколько я понял, российское самоощущение во многом зависит именно от понимания своего культурного наследия. Поэтому когда я сталкивался с какими-то проблемами, работая над этим проектом, запирался в своем кабинете, слушал «Всенощное бдение» Рахманинова и думал. Я хотел связать оба здания Мариинского театра эмоционально, ничего не имитируя. И это для Санкт-Петербурга новое архитектурное решение.

— Роскошное фойе контрастирует со зрительным залом, производящим, наоборот, аскетическое впечатление...

— Фойе — зрительское пространство, оно спроектировано так, чтобы публика перед началом спектакля и в антракте являлась элементом представления и чувствовала торжественность похода в театр. Это необходимо, ведь сегодня можно посмотреть спектакль, послушать оперу и сидя дома. Монохромный зрительный зал — ради того, чтобы ничего не отвлекало от происходящего на сцене. Только штукатурка, дерево и люстры Swarovski, без бархата, золота и хрусталя. Это театр XXI века, где все, что есть в зале — каждое сиденье, форма балконов и потолка, — работает на акустику, которая уже признана уникальной. Кроме того, в новом здании теперь будут изготавливать и хранить декорации для обоих театров. В большинстве оперных и балетных компаний мира нет такой роскоши.

— Но согласитесь, что переход, построенный между двумя зданиями театра, не слишком украшает вид города...

— Согласен. К сожалению, переход — печальная история, но я его не проектировал. Если бы я его делал, выбрал бы более простое и строгое решение, и он бы не так бросался в глаза.

— В чем для вас была наибольшая трудность в питерском проекте по сравнению с театром в Торонто, который во многом повторяет здание Мариинки-2?

— Во-первых, в Петербурге грунт очень тяжелый, почти как в Венеции. Вторая сложность — мы должны были работать на основании уже существующего фундамента, забитых свай и подвальных помещений, сделанных под другой проект (первоначально Мариинку-2 начали строить по проекту француза Доминика Перро, но от этого замысла отказались, сославшись на несовместимость золотого купола, будто из мятой фольги, с климатом Питера. — «Труд»).

— Почему ни одно строительство или реставрация театра в мире не укладывается в анонсируемый бюджет?

— Когда я работаю в Северной Америке, то контролирую весь бюджет строительства. Подписываю все акты подрядчикам и субподрядчикам. В России я ничего не имел возможности проконтролировать. Но театр — это всегда очень дорогое удовольствие, потому что его здание не может быть типовым, как жилье, школа или госпиталь. Откуда взялась сумма 100 млн долларов, неясно, ведь современный театр общей площадью 83 тысячи квадратных метров, как Мариинка-2, построить за такие деньги просто невозможно. Думаю, речь идет о примерно 600 млн.

— Каким заказчиком был Валерий Гергиев, который умеет быть экстремально настойчивым в своих желаниях?

— Валерий был идеальным заказчиком. Он доверял мне после того, как увидел оперный театр в Торонто, и сам разыскал меня. С ним было очень хорошо работать.

— Над чем вы сейчас трудитесь?

— Над залом камерной музыки в Австрии, над большой больницей в Торонто, над элитным жилым домом в Цюрихе. Для одного из островов в Карибском бассейне разрабатываю планировку аэропорта, участвую в конкурсе проектов мемориального музея морского флота, также в Канаде... Так что профессиональных причин приезжать в Петербург у меня больше нет. Но я с удовольствием приеду еще раз как турист. Я в восторге от этого города!

 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11551
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7246
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6921
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6127
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6066
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?