После инцидента буйной паре придется пользоваться другими видами транспорта, поскольку их занесут в черные списки. А днем раньше комитет по транспорту Госдумы сообщил, что и у нас подготовлены поправки в Воздушный кодекс, которые позволят авиакомпаниям не пускать в самолет воздушных дебоширов.
Правда, некоторые авиакомпании такие черные списки уже составили. В частности, в базе данных «Аэрофлота» уже около 2 тысяч пассажиров, по вине которых случались инциденты, однако запретить им покупать билеты пока не имеют права.
Случаи авиахамства наносят большой ущерб перевозчикам, однако зачастую остаются безнаказанными из-за пробелов в международном законодательстве. В марте Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), объединяющая около 240 авиакомпаний, предложила изменить текст Токийской конвенции 1963 года о происшествиях на борту воздушного судна. Положения конвенции не работают, так как правонарушения регулируются исключительно юрисдикциями страны регистрации воздушного судна. А сегодня 40% парка авиакомпаний находится в лизинге, и нередки ситуации, когда принадлежность судна не имеет ничего общего ни со страной, где зарегистрирована сама авиакомпания, ни с юрисдикцией государства, в котором приходится совершать вынужденную посадку. В итоге дебоширу ничего не грозит, зато страдает перевозчик. Изменение курса и вынужденное приземление обходятся в десятки тысяч долларов.
Для сведения: с 2008 по 2011 год в мире было зарегистрировано 15 тысяч случаев дебоша. Буянят и хулиганят пассажиры всех национальностей, но есть ли между ними что-то общее? Вот что на это нам ответил Борис ПОТИЕВСКИЙ, заведующий отделением экспертизы Центральной клинической больницы-поликлиники гражданской авиации:
— Сегодня медицина в состоянии не допустить к штурвалам неадекватных членов экипажей, но к пассажирам это не относится. Никто при продаже билета не спрашивает, есть ли справка из психдиспансера. Да и здоровый человек после приема на грудь бывает неадекватен, особенно в самолете. Разреженный воздух, замкнутое пространство провоцируют приступы агрессии. Не верьте тем, кто скажет, что пьет перед полетом, чтобы победить аэрофобию. Такие люди если и летают, то в крайнем случае. Зато куда больше тех, кто напивается перед полетом или во время него в силу своей невоспитанности и любви к возлияниям. И тогда ему и море, и небо по колено. А ведь на состояние пассажира негативно воздействуют те же факторы, что и на экипаж. Например, быстрая смена часовых поясов небезопасна для организма. Причем симптомы выражаются сильнее при перелете с запада на восток, так как нам сложнее адаптироваться к короткой продолжительности светового дня. Таково же воздействие сил гравитации, повышенного шума, содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрации, ударных перегрузок, пространственной дезориентации, разрушения целостности психического отражения реальности, константности физиологических законов регуляции кровообращения, дыхания, обмена веществ на клеточном и мембранном уровнях.
В любом случае черные списки тех, кто успел себя проявить в образе хулигана на борту, я приветствую. В конце концов, увидеть нетрезвого в салоне самолета, да еще и пытающегося выйти во время полета через иллюминатор или размахивающего кулаками, небезопасно для любого нормального пассажира, не говоря уже о более тяжких последствиях.