В Ярославле сыграли по-бранденбургски

В городе на Волге прошел VII фестиваль Юрия Башмета

Если вы хотите послушать все Бранденбургские концерты Баха за один вечер, да еще на уровне исполнения, за который дают премию «Грэмми», то вам... нет, не обязательно в Берлин. И даже не в Москву — а в Ярославль. На фестиваль Юрия Башмета, который проходит здесь седьмой год подряд в первой половине мая.

За декаду фестиваля проходят концерты не только в областной филармонии, но и в районных центрах, и даже селах, а одно большое шоу — вовсе на центральной площади тысячелетнего города. Охват музыки — от барокко до оперетты в исполнении венских и московских солистов, от традиционных арабских наигрышей в интерпретации натуральных жителей Палестины до современных партитур Губайдулиной и Канчели.

Юрий Башмет на фестивале был нарасхват

Изысканность репертуара — без всяких скидок на то, что до Первопрестольной две с половиной сотни верст и пять часов пути. Благо и коллективы, и публика в Ярославле к этому привычны. Например, Академический Губернаторский симфонический оркестр — первоклассный коллектив, уже двадцать лет ведомый одним из самых ярких российских дирижеров — Мурадом Аннамамедовым. И это в городе, где, так уж сложилось, нет консерватории, оперного театра и прочих признаков «музыкальной столицы». А все филармонические коллективы вынуждены ютиться в небольшом старом здания (при том что есть грандиозный новый концертно-спортивный зал, по большей части пустующий). Тем не менее оркестр международного уровня есть. Правда, в башметовский праздник Мурад Атаевич деликатно уступает свой пульт гостям — на этот раз венскому маэстро Иоганнесу Вильднеру, под управлением которого прозвучала не больше не меньше как самая виртуозная оперетта в мире — «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.

Починка клавесина -- дело рук самого клавесиниста. Причем прямо во время концерта

К сожалению, корреспондент «Труда» смог вырваться только на несколько последних дней, и от выступлений, скажем, Камерного оркестра имени Листа (Будапешт), или ансамбля старинной музыки Squadro Italiano, или от уникальной версии Гольдберг-вариаций Баха в переложении для струнного трио с участием звездной российско-бельгийской скрипачки Татьяны Самуил, или от программы юных виртуозов Ярославля ему достались только рассказы.

Но вот те самые Бранденбургские концерты застать удалось. В исполнении камерного оркестра Башмета «Солисты Москвы», хотя... без самого Башмета. Это не было задуманным элементом шоу, просто случилось какое-то ЧП у самого Юрия Абрамовича, ему пришлось на день покинуть оркестр, а тот выступил без дирижера. Но если бы слушатели закрыли глаза, они никогда не сказали бы, что у коллектива нет единоначалия. Таков класс этого ансамбля — одного из немногих в нашей стране, удостоенного американской премии «Грэмми». Особенно запомнились такие моменты, как изумительно слитный наигрыш валторн и гобоев в финале Первого концерта, пронзительно-чистая солирующая труба во Втором, ну и, конечно, знаменитая гигантская клавесинная каденция в Пятом концерте под пальцами великолепного музыканта Юрия Мартынова.

Заключительный концерт 10 мая с программой из произведений Моцарта принес настоящую россыпь звезд. Это 37-летний венгерский виртуоз Барнабаш Келемен, сыгравший Соль мажорный скрипичный концерт с веселым театральным апломбом, а особенно легендарный моцартовский пианист из Австрии Пауль Бадура-Шкода, в свои 87 стильно и бодро справившийся с партией первого рояля в Концерте для двух клавиров с оркестром (на втором рояле сыграл молодой белорус Ростислав Кример). Ну и в знаменитом Реквиеме доказал свой европейский класс местный хор «Ярославия», руководимый московским хормейстером Владимиром Контаревым. Вот только с силой звука артисты немного не рассчитали, она была для такого камерного помещения, как зал имени Собинова (570 мест) великовата и больше подходила для опер Верди, чем для духовной партитуры Моцарта.

Празднично-мемориальное шоу 9 мая

Неоднозначное впечатление произвел концерт в праздничный день 9 мая. Он прошел на Советской площади, у подножия храма Ильи Пророка и был посвящен 70-летию Победы. Конечно, понятна идея поставить мемориальное шоу под попурри из военных симфоний Шостаковича и Прокофьева, а также советских песен той поры. Но тогда, как ни мастеровит оркестр «Солисты Москвы», лучше было бы вывести в этот вечер на сцену полный симфонический коллектив: звучание больше бы соответствовало масштабам места и события. А еще лучше было бы заказать молодому композитору Кузьме Бодрову, о даровании которого Башмет отозвался крайне высоко, новое масштабное сочинение, нежели поручать обработку старых... Впрочем, 6-тысячная публика, пришедшая в тот вечер в центр Ярославля, кажется, осталась вполне довольна и балетной пантомимой, и мощным фейерверком на площади.

Глядя на улицы села Вятского, не верилось, что ты в русской северной глубинке

А вот что произвело однозначно положительное впечатление — так это поездка в село Вятское. Этот удивительный уголок русского Севера в последние годы пережил новое рождение благодаря энергии меценатов, превративших его в этнокультурный центр. На уютной площади с двумя храмами по разные стороны пруда расположились несколько десятков одно-двухэтажных старинных домиков, в тщательно отреставрированных стенах которых открыты музеи русского предпринимательства,"вятского торгующего крестьянина«, кухонной машинерии, «русских забав», «Банька по-черному», «Номера купцов братьев Урловых» и даже политехнический музей «Удивительный мир механизмов и машин». Особенно очаровал нашу музыкальную группу зал заводных пианино и прочих музыкальных автоматов начала ХХ века.

На прощание гостям фестиваля подарили по банке соленых огурцов, которыми Вятское было славно еще 150 лет назад. Тогда, говорят, этих огурцов хватало для снабжения целой Архангельской губернии, лежащей севернее. Да и на соседнюю Вологодскую хватало. Не правда ли, хорошее свидетельство того, что трудностях импортозамещения в ту пору и не слыхали...