Зачем космонавты отправились в США

Фото: © Robert Markowitz - NASA - Johnso, globallookpress.com

Никакие земные напасти и политические дрязги не отменяют работы в космосе, на орбите


Четверо российских космонавтов основного и дублирующего экипажей корабля «Союз МС-17», который отправится на МКС в октябре нынешнего года, вылетели для тренировок в США в условиях тщательнейших мер защиты от вирусной опасности.

В основном экипаже — наши Сергей Рыжиков, отработавший ранее полгода на орбите, новичок Сергей Кудь-Сверчков и американский офицер-подводник, астронавт, трижды летавший в космос Стивен Боуэн. Дублеры — Олег Новицкий, Петр Дубров и американка отряда NASA Кэтлин Рубинс.

Американцы находятся в США, а россияне отправились в Америку 9 мая из аэропорта Жуковский на борту специально зафрахтованного 9-местного бизнес-джета Learjet 45 немецкой авиакомпании MHS Aviation. Этот самолет, рассказывают, так мыли перед полетом спецсредствами, словно готовили скальпели к операции.

Космонавты подъехали в Жуковский прямо на летное поле к самолету, экипаж которого сразу же запросил разрешение на взлет. Обычно из Москвы на Байконур основной и дублирующий экипажи летят на двух разных самолетах (давнее жесткое правило: мало ли что, нельзя рисковать сразу двумя экипажами). Но в данном случае все космонавты летели в одном салоне — заказывать два бизнес-джета дорого. На маленьком Learjet 45 до Америки через океан не долететь, поэтому в Кельне экипажи прямо на летном поле перешли в «Гольфстрим-5». В салоне по шесть одиночных кресел возле иллюминаторов вдоль каждого борта. Воздушное судно может совершать беспосадочные рейсы через океан. И этот 14-метровый самолет тоже был тщательно вымыт. Экипаж и космонавты в масках, руки постоянно протирали антисептиком.

Через девять часов «Гольфстрим-5» приземлился в штате Техас, но не в известной воздушной гавани, где можно было встретить пассажиров, а в аэропорту Эллингтон в 29 км от центра Хьюстона, используемом для военных целей, а также для авиации NASA и частных самолетов.

За весь полет у космонавтов практически не было встреч с посторонними.

Но, несмотря на такие меры предосторожности, наших звездоплавателей по прибытии в США отправили на карантин. Он продлится до 25 мая. Впрочем, это не отдых — космонавты проходят дистанционное обучение. А в последующие полтора месяца, до 10 июля, будут тренировки в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне. Об этом рассказывает Герой России, заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН, опытный летчик-космонавт РФ (три длительных полета, 526 суток в космосе) Олег Котов:

— В Хьюстоне — единственный в мире полномасштабный макет, огромный, с футбольное поле, двойник 420-тонной Международной космической станции. У нас в Центре подготовки космонавтов под Москвой есть только российский сегмент МКС...

Дополняя рассказ космонавта, замечу, что наш 80-тонный сегмент, состоящий из пяти модулей, по массе составляет лишь пятую часть международной станции. А четыре пятых ее — это американский сегмент вместе с европейскими и японским модулями. Герметичный объем у нас — 200 кубометров (без кораблей), а у американцев — более 700. Почему в каждом из 10 зарубежных модулей наши космонавты должны ориентироваться уверенно? Простой пример. Сейчас на станции лишь один американский астронавт — Кристофер Кэссиди. В случае опасности наши космонавты должны подставить плечо и включиться в ремонтные работы как внутри американского сегмента, так и снаружи, в открытом космосе...

— В Центре имени Линдона Джонсона, — продолжает Олег Котов, не раз тренировавшийся в Хьюстоне, — у космонавтов нагрузки большие. В бассейне отрабатывают выход в открытый космос из американского сегмента в американских скафандрах. Кроме того, предполетная подготовка включает ремонтные работы в космосе не только снаружи, но и внутри станции. А еще действия в аварийных ситуациях, при отказах техники — например, при пожаре, разгерметизации. Не говорю уж о том, что члены экипажа должны уметь штатно обслуживать оборудование во всех модулях. Далее наши ребята вместе с зарубежными астронавтами готовятся к проведению совместных научных экспериментов на борту МКС. Словом, программа очень насыщенная.

Обычно еще проводятся тренировки в Германии и Японии, но на этот раз из-за пандемии поездки в эти страны отменены. Осенью тренировки продолжатся в Звездном Городке на российском сегменте МКС. Стивен Боуэн уже немало времени провел в нашем Центре подготовки. Теперь в августе он снова приедет в Звездный — на финишный этап. Запуск «Союза МС-17» намечен на 14 октября.

P.S. Интересно, что год назад Стивен Боуэн не собирался лететь на этом «Союзе». Первоначально намечалось, что в экипаже все трое будут россиянами. Но осенью 2019-го из-за задержек с введением в строй новых американских пилотируемых кораблей Брайденстайн обратился в «Роскосмос» с просьбой продать одно место «Союза МС-17». Мы согласились. Да и 90 млн долларов (по неофициальной информации, стоимость билета для американца) на дороге не валяются...



Как вы думаете, должен ли оплачиваться труд домохозяек? Правительство считает, что нет.