АХМАТ КАДЫРОВ: ВЫВЕСТИ ЛЮДЕЙ ИЗ СОСТОЯНИЯ ВОЙНЫ

Назначение Владимиром Путиным главой администрации Чечни муфтия Ахмата Кадырова поставило точку в многомесячном "параде претендентов" на высший пост в мятежной республике. Известно, что на "чеченской престол" нацеливались более десяти авторитетных чеченцев, в том числе такие известные лидеры, как Беслан Гантамиров, Руслан Хасбулатов, Малик Сайдуллаев и другие. В итоге Кремль сделал ставку на Кадырова.

Кадыров Ахмат-хаджи окончил бухарское медресе и Ташкентский исламский институт. В 1994-1996 годах участвовал в военных действиях против федеральных сил на стороне Дудаева и Масхадова. Однако потом к началу новой антитеррористической операции в Чечне выступил резко против воинствующего ваххабизма, олицетворяемого Шамилем Басаевым и Хаттабом, встал в оппозицию к режиму Аслана Масхадова. Последний не смог простить измены своему бывшему соратнику и объявил муфтия "врагом номер один", пригрозив ему смертной казнью.
Видимо, эта страница биографии Кадырова сыграла определенную роль в выборе федерального центра. Муфтий, подобно сотням других чеченцев, не только осознал всю пагубность сепаратистского движения, но и, по данным российских спецслужб, сохранил авторитет и влияние среди значительной части скрывающихся в горах боевиков. "Силой победить Россию нельзя, - заявил сразу после своего назначения новый глава Чечни, - значит, нужно найти вариант политического решения, приемлемый для всех сторон... Самое важное - вывести людей из состояния войны и немедленно дать им в руки орудия труда, дать им работу. Это, как ничто другое, убедит чеченцев, что Россия действительно хочет помочь им навести порядок".
Кое-какие наметки своих планов Кадыров уже успел озвучить. Он, например, считает, что необходимо "поставить шлюзы на денежных потоках, идущих в Чечню, а на самом деле утекающих за границу". Что же касается некоторых парадоксальных реалий в сегодняшней Чечне, то и на сей счет у него есть вполне определенное мнение. "Я никак не могу понять, - сетует глава чеченской администрации, - почему боевики могут спокойно передвигаться по Чечне группами по тысяче человек из одной части республики в другую, когда я сам не могу проехать из города в город без того, чтобы меня трижды не остановили. Можно предположить, что это происходит из-за предательства и продажности некоторых генералов, там воюющих. Это единственно возможное объяснение тому, что сейчас происходит в Чечне, почему там затянулась война".
Подобные заявления, видимо, вряд ли придутся по нраву генералам Казанцеву и Трошеву, ибо камень брошен непосредственно в их "огород". Хотя тот же полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Виктор Казанцев особо отметил личные качества Кадырова, назвав его "мужественным и умным человеком, который пользуется авторитетом и доверием у большого числа жителей не только Чечни, но и соседних северокавказских республик".
Вместе с тем Ястржембский, также весьма положительно характеризующий муфтия, не исключил, что его назначение может вызвать неоднозначную реакцию чеченцев, особенно в московской диаспоре. И оказался прав. С категорическим несогласием с кандидатурой Кадырова выступил председатель госсовета Чечни Малик Сайдуллаев. Назвав это назначение "глубокой ошибкой", совершенной с подачи военных, известный бизнесмен фактически поставил нового главу Чечни в один ряд с лидерами чеченских сепаратистов.
Не испытывает оптимизма в связи с назначением Кадырова и президент Ингушетии Руслан Аушев. "Новое назначение, - полагает он, - никак не отразится на военно-политической ситуации в республике". По мнению ингушского руководителя, проблема упирается не в кадровую политику, а в методы решения чеченского конфликта.