ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ВЕЛОСИПЕДА

Уфимец Реал Хасанов изобрел велосипед и собирается побить на нем установленный в США мировой рекорд скорости. Ему уже выдали авторское свидетельство, а не имеющий во всем мире аналогов новый велосипедный привод примеряют для "железный коней" на Саранском механическом заводе.

Доцент Казанского инженерно-строительного института Саяр Айдаров не уставал повторять своим студентам: "Перестаньте изобретать велосипед! Ведь нет занятия более бессмысленного!..". Реал Хасанов тщетно пытался переубедить любимого преподавателя, доказывая, что велосипед - не такая простая машина, как кажется с первого взгляда. Сам-то он еще служа в армии решил создать новую модель велосипеда, причем такую, чтобы она могла иметь массовое распространение. Фундаментальное образование помогло заняться своеобразным хобби на профессиональном уровне, сделав это главной целью жизни.
Он последовательно прошел через все велосипедные "болезни роста". Потребовалось почти 10 лет, чтобы убедиться в том, что традиционная компоновка двухколесной машины - это тупиковая ветвь механической эволюции. Хитрые виды звездочек и странные системы рычагов привели к тому, что в конечном итоге Реал вообще отказался от такого традиционного атрибута велосипеда, как цепь. По его мнению, она снижает запас прочности и мощности двухколесной машины, которые должны быть намного выше, чем сегодня.
За минувший век сменилось уже несколько поколений техники. Те же автомобили совершили стремительную эволюцию от маломощных одноцилиндровых полудеревянных мотоколясок до болидов "Формулы-1". А велосипед не претерпел принципиальных изменений с начала века. Многие ничего не добились. Не случайно возникло выражение: "Не изобретайте велосипед".
Уфимский изобретатель сумел создать основу для возможных реформ - новую сверхжесткую и суперпростую схему привода. Непосредственно на ведущее колесо с двух сторон ставятся обыкновенные трещотки, которые позволяют двум длинным зубчатым рейкам в одном направлении разгонять велосипед, а при обратном движении ног - свободно возвращаться для очередного толчка. Специалисты сразу обратили внимание, что на новой машине принципиально меняется техника педалирования - можно выбирать частоту, амплитуду, усилие привода для каждой ноги!
- Редуктор на основе двух трещоток позволяет делать велосипед любой компоновки - от "сидячего" кресельного типа, до "лежачего" в любом положении, - рассказывает Реал Хасанов. - Только за последние два года мы опробовали пять новых моделей. При этом каждая конкретная схема имеет свои преимущества.
Необычным изобретателем, который сумел воплотить свои идеи в металле, заинтересовались на ПО "Саранский механический завод". Но чем могут привлечь массового покупателя необычные велосипеды? Явно не простотой изготовления, скоростными характеристиками или модерновой компоновкой, скорее - низкой ценой и надежностью.
Профессионалы решили делать ставку также на "мощностные" характеристики изобретенного в Уфе нового велосипедного привода. Известно: чем жестче конструкция, тем ближе она к идеальному математическому варианту и эффективнее работает. Так появился на свет проект "русского велорикши". Трехколесный велосипед с площадкой, на которой можно увезти пассажира или увесистый груз, должен, по расчетам маркетологов, пользоваться спросом у широких слоев населения. Но его еще надо довести до ума. В ближайшем будущем планируется "обкатать" экспериментальную модель на стендах, проверить ее устойчивость и безопасность.
А Реал Хасанов уже загорелся новой идеей - побить с помощью собственного изобретения шоссейный рекорд скорости на велосипеде в 105,6 километра в час. В его гараже уже готова для этого рабочая модель нового аппарата. Этот "реальный" велосипед производит странное впечатление - достаточно массивная рама не портит его стремительного силуэта и оказывается неожиданно легкой за счет отсутствия звездочек, рычагов и педалей. Нет в ней и цепи, которая так любит "зажевывать" штанину зазевавшегося ездока?
Даже по внешнему виду новая конструкция выглядит надежнее традиционного железного коня. Сложно придумать что-либо проще обыкновенной трещотки и зубчатой рейки из куска металла. Расчеты показывают, что на таком велосипеде можно разогнаться до 120 километров в час. Потери на трении минимальны. Изобретатель разрешил мне опробовать новую машину. Как следует разогнать экспериментальную модель, существующую в одном экземпляре, не позволили условия. Но по крайней мере я убедился, что ездить на ней можно. Необычный привод требует определенной привычки, но сущность традиционной двухколесной машины от этого не меняется.
Для популяризации своего изобретения Хасанов вместе с единомышленниками пытается организовать российские велосипедные гонки по типу "Формулы-1" - на скорость. Он уверен, что с течением времени эти соревнования будут популярны во всем мире, а мы в этом виде спорта станем законодателями. Еще одна его "сумасшедшая" идея - выступить на велосипедах новой конструкции в шоссейных гонках на Олимпиаде.
- Когда же можно реально ждать нового велосипедного рекорда скорости на шоссе?- спрашиваю у него.
- Столкнулись с неожиданными трудностями, - признается изобретатель Реал Хасанов. - Милиция даже автомобилям не дает разгоняться больше 90 километров в час, что уж тут говорить об официальных испытаниях экспериментального велосипеда.