08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В ДНИ ТОРЖЕСТВА И В ДНИ ПЕЧАЛИ

Крюкова Антонина
Опубликовано 01:01 15 Июня 2000г.
Душа поет, говорим мы о состоянии подъема человеческих сил. У каждого народа есть песенный символ таких моментов наивысшего общего воодушевления - Гимн. Российская история знала несколько гимнов. Но в последнее время нашему народу "не пелось" сообща: распутье, на котором мы оказались, дало себя знатьи в этом - в отсутствии полнокровного гимна, который исполняется всеми.И вот сейчас, когда (несмотря на все тяготыи откаты) перед страной, кажется, забрезжила надежда на возрождение ее мощи и величия, у нас появился шанс и этот гимн обрести. Словно сама судьба постаралась, чтобы именно в такой момент было открыто произведение, написанное нашими национальными классиками Георгием Свиридовым и Александром Твардовским именно как Гимн (см. "Труд-7" за 8 июня с.г.)Неделю назад мы познакомили вас с реакцией общественности на первое публичное исполнение проекта Гимна, состоявшееся в Петербурге. Но, конечно, этот проект должен быть обсужден максимально широко и вместе с тем высокопрофессионально. Естественен, разумеется, в этой ситуации конкурсный подход - тут слово за верховной властью. Сегодня мы впервые публикуем произведение Свиридова и Твардовского.Ждем ваших откликов, уважаемые читатели, представители культурной общественности. Хотели бы вы слышать и исполнять эту музыкуи эти стихи как Государственный гимн России? Есть ли у вас предложения на этот счет? Ваши мнения мы предполагаем отражать на страницах нашей газеты и доводить их до сведения Комиссии по Государственному гимну при администрации президента Российской Федерации. А с некоторым из отзывов мы знакомим общественность уже сегодня.

Евгений Матвеев, актер, кинорежиссер:
- Произведение, написанное Георгием Свиридовым и Александром Твардовским, меня очень тронуло. Оно звучит торжественно, мощно и, я бы сказал, широко по-русски. Такое впечатление остается от него в целом: и музыка, и слова сочетаются, совпадают более чем удачно.
Мне приходилось читать немало хороших текстов, написанных хорошими поэтами специально для гимна, но в них был какой-то наворот, какой-то смысловой навал. Они отличались излишней державностью, которая, конечно, для Государственного гимна вполне естественна, но - в меру. А текст Твардовского очень прост, он легко запоминается. В нем нет той тяжелой замудренности, которая затрудняет восприятие.
Несмотря на то, что эти стихи Твардовский написал еще в 1961 году, они производят впечатление будто только что сложенных, а это, кстати сказать, один из главных признаков поэтического произведения, не подверженного старению. И посмотрите, это же всеобъемлющий текст: в нем есть темы Отчизны и защиты Родины, есть слова о "больших и малых языках" - все, без чего невозможно себе представить главную государственную песню России.
Мне кажется, то, что сочинили Свиридов и Твардовский, эти два столпа, - просто грандиозная находка. Я - за.
Владимир Минин, художественный руководитель и главный дирижер Государственного камерного хора Российской Федерации:
- Это настоящая русская музыка и настоящие русские стихи. В них все просто и глубоко впечатляет. Никаких лозунгов, никакого ложного пафоса, а есть высокая торжественность, трогающая до глубины души. Это - качества настоящего гимна. Ведь произведение Львова "Боже, царя храни" тоже не отличается мелодической вычурностью, пышной гармонизацией. А вот "Патриотическая песня" Глинки, которая сегодня используется как Гимн, слишком сложна. Это не значит, что Глинка хуже Львова - просто тот более точно попал в жанр.
Или возьмем песню Александрова, ставшую Гимном Советского Союза. Она, бесспорно, хороша, но во всех ее ритмических тонкостях - где восьмушка, а где восьмушка с точкой - простые люди никогда не могли разобраться. А в свиридовском гимне все очень просто, все легко поется. Хорошо бы его озвучить по телевидению, радио.
Мне кажется, очень важно сейчас вопрос о Гимне поставить на самом высоком государственном уровне, а не на ведомственном, как это делалось до того. Я уже входил в одну комиссию по Гимну, прошла пара заседаний, все, что ни предлагалось, было отвергнуто - и на этом дело увяло. Нужно собрать действительно независимых людей, а не чиновников, которые все делают с оглядкой на Ивана Ивановича или Петра Петровича...
Если благодаря газете "Труд" удастся сдвинуться с мертвой точки, буду рад. И, конечно, присоединяю свой голос за произведение Свиридова и Твардовского. В этом выборе у меня нет никаких сомнений.
Александр Шилов, художник:
- В произведении Свиридова слышится высокая патетика, подъемность. Есть в нем и что-то чисто русское. Текст, может быть, в чем-то уязвим, но главное ведь - музыка. Написать гимн очень сложно. Нужно, чтобы он объединял людей независимо от их национальности, поднимал их дух, будил чувство патриотизма. У Свиридова все это есть. То, что сочинение возникло несколько десятилетий назад, мне не кажется недостатком. Ведь Дунаевский писал еще раньше, а сейчас его песня "Дорогая моя Москва" потрясающе звучит как гимн столицы. Настоящее искусство всегда современно. Потому что проникает в душу человека. То, что написал Свиридов, очень масштабно. И даже зримо: слушая, я представил себе просторы России, вспомнились лики наших исторических героев, совершивших подвиги во славу Отечества.
Притом композитор написал очень просто. "Патриотическую песню" Глинки напеть могут далеко не все. Немцы, американцы прекрасно поют свои гимны хором. Мелодию Свиридова, по-моему, сможет легко запомнить и спеть практически каждый человек, даже не обладающий музыкальной подготовкой.
Не смущает и то, что музыка ярко русская. Творчество большого художника всегда обладает национальной характерностью, но по значению своему оно шире, выходя за узконациональные рамки. Так и у Свиридова.
Не скрою, что у меня к этому композитору особое, личное отношение. Есть такой фильм - "Земля художника Шилова": он весь озвучен музыкой Георгия Васильевича, мелодией "Романса" из музыкальных иллюстраций к пушкинской "Метели". Это последний столп отечественного композиторского творчества ХХ века. Рядом и вслед за ним никого, к сожалению, не вижу. А в искусстве нужны эти столпы, эти эталоны, на которые должны равняться художники. Не зря Репин говорил: хотите создать что-нибудь хорошее - смотрите на самое великое. В эпоху размывания критериев настоящего искусства - как важно, что жил... да нет, продолжает жить в лучших своих произведениях великий композитор Георгий Свиридов. Его душа, сердце, талант - с нами, они всегда будут нужны людям.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников