ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС

Недавно президент России Владимир Путин встретился с ведущими предпринимателями. Это была уже третья по счету встреча. Значение ее - не только в продемонстрированном взаимопонимании и достигнутых договоренностях. В отношениях между властью и бизнесом исчезают недоверие и придирчивость, стремление "обойти на повороте", желание "попользоваться" друг другом. Бизнес-элита в глазах элиты политической становится выразителем подлинных интересов российской экономики. Казалось бы, какое дело до всего этого каждому из нас в отдельности?

Все еще помнят, почему население поддержало Путина на президентских выборах. Одна из причин - обещание "равноудалить олигархов", о чем сказано немало. При этом упускается из виду, что для российского менталитета вообще не свойственно серьезное отношение к предпринимательству. Коммерсант, бизнесмен, предприниматель - никогда раньше у нас особым уважением не пользовались. Другое дело - барин, начальник, государь. От них всегда ждали подмоги и справедливого суда. Потому и всякий кризис, всякая заваруха у нас на Руси всегда замешаны на подспудном стремлении решить дилемму "государство и революция". Государству в России даже его ниспровергателями обычно отводилась роль абсолютной инстанции, способной привести народ к благоденствию. Выполнить задачу в состоянии лишь государство "правильное", которое становится таковым после революционных преобразований. То есть смены "плохого" режима "хорошим" посредством "революционной активности масс".
Трансформация тоталитарного режима в демократический, происшедшая в 90-е годы, вполне укладывается в описанную схему. Популист-революционер Ельцин делал то же, что и другие российские реформаторы. Долг "правильных" политиков - привести народ к счастью. Если счастья все нет, то виноваты "неправильные" чиновники, поэтому их надо периодически менять на "правильных". Экономикой и при Ельцине руководили, как малым дитятей, сверху спуская "правильные" законы и инструкции, устанавливая сочиненные в кабинетах "справедливые" налоги и пошлины.
Эффективность такого руководства близка к управлению погодой. Успех экономических агентов прямо пропорционален близости к властным рычагам: крупный бизнес становится одновременно и дойной коровой, и заложником государства.
Взаимоотношения государства и бизнеса в последние два года кардинально изменились. Лидерами бизнеса стали те, кто выжил и окреп после передряг 1998 года. Новые лидеры не были обласканы властью и всего добились сами. Они ничего не должны власти, поэтому имеют моральное право разговаривать с ней на равных.
Если раньше бизнес- и политическая элиты на публике общались между собой полунамеками, то теперь диалог стал открытым. А какой смысл теперь что-то скрывать? 23 предпринимателя, которые встречались с Путиным, возглавляют компании, производящие товаров и услуг на 100 млрд. долларов - это половина ВВП страны. Объем выплачиваемых ими налогов - 30 млрд. долларов в бюджет консолидированный и 50 процентов всевозможных сборов в бюджет федеральный. Именно на этих предприятиях регулярно выплачиваются зарплаты, благодаря их отчислениям растут пенсии и пособия. Согласитесь, что именно руководители этих предприятий, а не самые заслуженные и талантливые чиновники, способны выразить подлинные интересы экономики России.
Похоже, что команда нынешнего президента начинает данный факт осознавать. Координируя свои действия с крупнейшими промышленниками, президент Путин непосредственно реализует свою промышленную политику.
О чем в подобных ситуациях раньше шли разговоры в Кремле? О привилегированных условиях для своего частного бизнеса, об "уполномоченности", о каких-то конкретных указах или постановлениях, об исключениях из правил. Ныне в пору беспрецедентного экономического роста у лидеров бизнеса появилось полное моральное право формировать эти самые правила. Вряд ли сегодня найдется чиновник, который осмелится назвать свои решения причиной экономических успехов последних лет. У предпринимателей такое право есть, и они активно стали им пользоваться. Ведь, как показывает жизнь, что хорошо для бизнеса - хорошо для России и наоборот. Именно на успешных предприятиях даже рядовые работники довольны своим положением - не это ли является целью реформ?
Парадокс, но именно сейчас договариваться с руководством страны об установлении общих и справедливых правил игры предпринимателям становится все труднее и труднее. Есть немало проблем, волнующих бизнес, но не находящих отклика у правительства и чиновников. Такие вот "узкие места" и становятся темой обсуждения на встречах с президентом.
По итогам предыдущей январской встречи по двум десяткам согласованных вопросов были даны президентские поручения министерствам и ведомствам. Половина из них, по свидетельству президента РСПП Аркадия Вольского, не выполнена, что стало одной из тем третьей встречи. Данная коллизия - лучшее свидетельство того, что именно крупный бизнес больше всех заинтересован в дееспособной исполнительной власти.
Реформаторский пыл ныне действующего правительства инициировал в последнее время законопроекты, реализация которых способна в корне изменить не только "правила игры", но и в целом российский экономический ландшафт. Не всегда просчитываются и учитываются социальные последствия принимаемых решений. И как следствие - непрекращающаяся череда кризисов и катастроф.
О том, что мнение предпринимателей по-прежнему нередко игнорируется, знают практически все. И пока такая ситуация сохраняется, доверительные встречи в Кремле будут чрезвычайно важным инструментом для своеобразной коррекции государственных решений, обратной связи государства и действующих лиц реальной экономики.
Практически все наиболее острые и активно обсуждаемые общественностью темы были рассмотрены на встрече в Кремле. Подготовились к ней основательно. В рабочих группах РСПП были подготовлены доклады, которые заранее были представлены для ознакомления Владимиру Путину. Так что прозвучавшее из уст участников - не было для президента сюрпризом, а следовательно, его реакцию на предложения предпринимателей нельзя назвать импровизацией.
Весьма острые темы прозвучали в докладе президента холдинговой компании "Интеррос" Владимира Потанина. В нем шла речь о путях реформирования пенсионной системы и валютной либерализации. По мнению предпринимателей, нельзя сводить пенсионную реформу к реформе государственного Пенсионного фонда и порядка сбора им средств. Всестороннее участие в реформе негосударственных пенсионных фондов, с одной стороны, обеспечит будущих пенсионеров действительно достойной пенсией, а с другой - превратит пенсионные отчисления в ресурс для эффективных инвестиций. Как раз негосударственные фонды в состоянии инвестировать пенсионные деньги в промышленность. А это - гарантия высоких выплат пенсионерам.
Вывоз капитала сегодня носит разрешительный характер. Официальное оформление экспортно-импортной сделки настолько забюрократизировано, что серьезно увеличивает издержки российских компаний. Уведомительный порядок вывоза капитала в корне изменит ситуацию.
Противники валютной либерализации утверждают, что она приведет к усилению оттока капитала из России. Предприниматели полагают, что в действительности все обстоит как раз наоборот: капитал боится, когда пытаются ограничить его свободу, и бежит из такой страны. "Почему иностранцам можно свободно ввозить и вывозить капиталы, а нам нельзя?" - прямо спросили у президента. В ответ на это Владимир Путин предложил "перевести "черное" бегство в "белое". До конца июня правительство должно будет огласить предложения по введению заявительной системы вывоза капитала и снижению нормативов продажи выручки экспортеров. По мнению предпринимателей, упрощение порядка экспортно-импортных операций создаст более благоприятный инвестиционный климат, повысит поступления в бюджет за счет роста объемов легальных сделок такого рода.
Весьма большой интерес участников вызвало обсуждение перспектив вступления России в ВТО и реализации судебной реформы, на чем сделали акцент в своих выступлениях председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман и генеральный директор АО "Северсталь" Алексей Мордашев. Особую заботу предпринимателей вызывает предстоящая налоговая реформа, реформа налогообложения сырьевых отраслей. По данной теме выступил председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский. На взгляд лидеров российского бизнеса, должны быть созданы благоприятные условия для долговременных инвестиций российских компаний, без которых невозможно обновить весьма обветшавшее оборудование и основные фонды. Для таких инвестиций должно быть предусмотрено льготное налогообложение.
В верном направлении начато движение по упорядочиванию выплат в социальные фонды - объединение их в единый социальный налог. Нужно сделать следующий шаг - снизить ставки социального налога. Выиграют от этого и работники, зарплаты которых вырастут, и предприятия, и государство - при меньших ставках собираемость налога значительно вырастет.
Предприниматели продемонстрировали не только компетентность, но и большой организационный, кадровый и научный ресурс возглавляемых ими структур. На наших глазах формируется потенциально перспективный центр экспертной оценки и разработки важнейших государственных решений в области экономики. Так, рабочая группа РСПП во главе с руководителем АО "Уралмашзаводы" Кахой Бендукидзе обязалась в течение месяца представить президенту свои развернутые предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Диалог государства и бизнеса продолжается. С каждой новой встречей стороны все с большим доверием и пониманием относятся друг к другу. Появилась надежда, что извечная российская проблема "государство и революция" вскоре может стать неактуальной. Если отношения государства и бизнеса войдут в нормальное, рабочее русло, - это и будет означать, что Россия стала достаточно развитой рыночной страной. А в таких странах, как известно, комфортно жить не только чиновникам и бизнесменам, но и простым людям.