САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА СТАЛИ БЛИЖЕ

Хлебом-солью встречала "скоростника" столица. В сиянии июньского полдня усердно гремел духовой оркестр из одетых в темно-синюю парадную форму железнодорожников. Навстречу слегка ошалевшим пассажирам, обгоняя носильщиков и встречающих, неслись телекамеры и фотоаппараты. Здание Ленинградского вокзала вмиг опустело: зал ожидания, воинский зал и даже комната матери и ребенка - все высыпали на платформу, чтобы посмотреть "Невский экспресс".В церемонии встречи приняли участие и провели пресс-конференцию заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Сергей ГАПЕЕВ, руководитель Департамента пассажирских перевозок МПС России Валерий ШАТАЕВ, генеральный директор Тверского вагоностроительного завода Виктор СВЕТЛОВ.

Степенно ступил на московский перрон машинист электровоза первого класса Андрей Петрович Николаев. "Устали?". - "Отнюдь. Штатная ситуация - рейс прошел без помех. В Петербурге поезд освятил батюшка. Промчались по российским просторам с ветерком, без остановок - скорость в среднем 150 км в час, но можно было разогнать и до двухсот. Дорога позволяет".
На платформе, словно для сравнения, слева уже известный многим скоростной поезд "Аврора", а справа "ноу-хау", бело-голубые вагоны с лобастым локомотивом - "Невский экспресс".
Молодой, подтянутый проводник Сергей Штефан любезно разрешил подняться в салон. Вагон рассчитан на 48 человек. Комфортные купе на шесть человек. Кресла мягкие, удобные, с высокими спинками. Проход между рядами довольно широкий - коленками вас даже дядя Степа не достанет. Дверь во всю стенку купе из тонированного стекла, так что проходящие попутчики выглядят на порядок симпатичнее.
Напротив каждого ряда - телевизор со стандартным набором каналов. Можно посмотреть также и видеофильмы: для детей - мультики, для молодежи - крутые вестерны, ну а для пассажиров постарше - прекрасный фильм "Покровские ворота". Хочешь послушать музыку - пожалуйста, в кресло вмонтированы наушники. Нажатием кнопки можно вызвать проводника.
В штабном вагоне имеется специальное купе для инвалидов. Здесь все расположено рядышком, все доступно. Есть даже специальный подъемник, душ и места для обслуживающего персонала.
В каждом вагоне два санузла. Туалеты - вакуумные, с замкнутым циклом. Это исключает понятие "санитарной зоны", теперь они открыты при прохождении любого участка дороги.
В торце вагона отплясывает алая "бегущая строка". Сообщаются сведения о маршруте, скорости движения, температуре воздуха в салоне и за бортом. При необходимости высвечивается экстренная информация.
- В пути в вагон подается экологически чистый, кондиционированный воздух, - отметил Сергей Штефан. - Салон оснащен улучшенной звукоизоляцией - мягкая тишина: ни шума, ни гула, ни вибрации. Имеется комплекс услуг: чай, пресса, прохладительные напитки. Предусмотрено, что в поезде в дальнейшем будет вагон-ресторан.
"Вообще-то в "Невском экспрессе" применены мощные технические новшества, - сказал Сергей. - Бортовой компьютер позволяет вести управление поездом с автоматической системой диагностики важнейших узлов, деталей и агрегатов, технически обеспечивать движение без участия проводников. Со временем проводник в нашем экспрессе станет стюардом, он будет выполнять только сервисное обслуживание пассажиров".
Но и это - дело весьма сложное. Доверить его можно далеко ни каждому. Как рассказал другой проводник - Андрей Татарский, чтобы стать проводником, пришлось пройти жесткий отбор, почти как в космонавты. Конкурс был 10 человек на место. Даже не все опытные прошли. В первую очередь обращалось внимание на умение работать с людьми: на аккуратность, пунктуальность, доброжелательность и, конечно, дисциплинированность.
К пуску "скоростников" работники Октябрьской железной дороги готовились заранее. В ходе комплексной реконструкции магистрали была впервые использована новая конструкция рельсов - плети бесстыкового пути, равные длине перегона. Это обеспечивает плавность движения и позволяет значительно увеличить скорость. В эти и другие работы по реконструкции государственные дотации не вкладывались. Все делалось за счет амортизационных отчислений МПС России.
"Невский экспресс" спроектирован и построен Тверским вагоностроительным заводом. По словам генерального директора этого завода Виктора Светлова, предприятие разработало новые конструкции колесных тележек, вагонных стыков, тормозов. Все это обеспечивает безопасность и удобство движения на скоростных линиях. Комфортные, красивые, на уровне европейских стандартов получились вагоны! Мы не стоим на месте. Уже в этом году построим еще 32 вагона повышенной комфортности. Это еще два скоростных состава, которые с 2002 года будут ходить между двумя крупнейшими городами.
- Скорость 200 километров в час для пассажирского транспорта сегодняшней России не предел, - считает заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Сергей Гапеев. - Ускоренные поезда с этого лета начинают курсировать также между Москвой и Адлером, Сочи, Новороссийском, Кисловодском. Время в пути сокращается в полтора раза. Теперь из столицы до побережья Черного моря можно доехать всего лишь за сутки.
Что означает за пять часов преодолеть 660 километров Октябрьской железной дороги? 150 лет тому назад первый пассажирский поезд прибыл из Петербурга в Москву, пробыв в пути 21 час 45 минут. Кто интересуется: сколько суток провел в пути Александр Радищев, может полистать его сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790 г.). Вспомните также, как на перекладных добирались Пушкин и Гоголь в Белокаменную.
- Если вы берете билет в обычной кассе за 30-45 дней вперед, то стоимость его 900 рублей, - сказал руководитель Департамента пассажирских перевозок Валерий Шатаев. - Цена рассчитана так, чтобы экспресс был рентабельным. Это наш тариф. Но могут быть и наценки: если, скажем, установлен налог с продаж или приобретение билета бронируется. Однако в любом случае это дешевле и удобнее, чем лететь самолетом. Сравните: самая низкая цена авиарейса - 1600 рублей. И по времени предпочтительнее. Проверено: из центра Питера в центр столицы добираться поездом - быстрее, чем воздушным лайнером.
В связи со стоимостью билета высказал свою точку зрения и заместитель министра Сергей Гапеев."Основной пассажир, может быть, на "Невский экспресс" и не пойдет, - сказал он. - Но есть немало людей, которым нравятся комфортные условия. Уже поступили заявки на вагоны особой комфортности, рассчитанные всего лишь на десять человек. Заинтересованность появилась и в таких вагонах! Привлечение пассажиров, готовых оплачивать высокий уровень сервиса, позволит хотя бы частично разрешить проблему убыточности пассажирского транспорта".
Расхожее мнение о том, что "лень порождает прогресс", если и справедливо, то лишь частично. В действительности же увеличение скорости движения поездов, спрессовывая отрезки нашего непроизводительного времени, высвобождает дополнительную созидательную энергию каждого из нас в отдельности и, в конечном счете, - общества в целом.