ШКОЛЬНИКАМ 12 ЛЕТ УЖЕ НЕ ГРОЗЯТ

Несмотря на то, что год назад Госсовет РФ одобрил концепцию модернизации российского образования, а правительство впоследствии ее утвердило, споры вокруг одного из главных пунктов документа - введения в школах двенадцатилетнего образования - не утихали. Надо сказать, что у сторонников двенадцатилетки были веские аргументы: здоровье наших школьников в последние годы стало серьезно ухудшаться от учебных перегрузок, а на занятия физкультурой в школах отводилось при этом крайне мало часов. Реформаторы предлагали разгрузить школяров за счет одного добавленного года, но не просто механически растягивая программу, а оптимизируя ее.

Большую роль в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения должна была сыграть так называемая старшая профильная школа (десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы), которая сделала бы ненужными родительские затраты на репетиторов и подготовительные курсы. Ратуя за двенадцатилетку, министр образования Владимир Филиппов неоднократно повторял, что Россия осталась единственной европейской страной с одиннадцатилетним (а на практике часто десятилетним) общим средним образованием. Даже бывшие республики СССР, подчеркивал министр, ввели у себя двенадцатилетнее обучение.
Противники двенадцатилетней школы, в свою очередь, утверждали, что держать великовозрастных девушек и юношей в учебных классах лишний год - неоправданная роскошь. Молодежь должна как можно раньше начинать приносить пользу стране, учиться профессии, пополнять ряды рабочих промышленных предприятий... Медики говорили о том, что начинать школьное обучение всех без исключения детей с шести лет (а это предусматривалось при введении двенадцатилетней школы) нельзя: далеко не все малыши в таком возрасте способны усваивать программу первого класса. Некоторые и в восемь лет будут справляться с нею не без труда. Актуальным в связи с введением двенадцатилетки оставался и вопрос призыва юношей на срочную службу в армию. Понятно, что после окончания двенадцатилетней школы у многих молодых людей, желающих поступить в вуз, было бы меньше шансов на отсрочку от армии, чем у нынешних одиннадцатиклассников. Часть оппонентов министра В.Филиппова и других идеологов школьной модернизации наперебой расхваливала советскую десятилетку, которая давала выпускникам прочные фундаментальные знания и поднимала отечественное образование "на недосягаемую высоту". И ко всему прочему было непонятно, откуда в государственном бюджете возьмутся средства на обеспечение двенадцатилетнего обучения.
Социологические опросы показывали: среди учителей, родителей и самих учащихся также нет единого мнения о том, нужна или не нужна России двенадцатилетняя школа. И вот многолетним дискуссиям, кажется, положен конец. В ближайшие годы российским школярам "двенадцатилетний срок" не грозит. Учиться дети будут по-прежнему одиннадцать лет. Об этом с трибуны нижней палаты Федерального Собрания на днях заявил председатель думского Комитета по образованию и науке, член фракции "Яблоко" Александр Шишлов. Вопрос о продолжительности школьного обучения депутаты рассматривали в рамках законопроекта "О государственном стандарте общего образования", который был принят большинством голосов (368 при необходимых для принятия решения 226). Надо сказать, что закон об этом самом стандарте - очень важный и долгожданный, поскольку речь идет о необходимом минимуме знаний, которыми должен обладать каждый выпускник средней школы, гимназии или лицея. Теперь по математике, литературе или химии знать меньше, чем это предусмотрено законом, никак нельзя, требования во всех учебных заведениях - как в школах, так и при поступлении в вузы - будут едиными. А вот больше знать, конечно, можно - учитесь, дети, на здоровье.
Стандарт "разгрузит" учебную неделю: у первоклассников она составит 20 - 22 часа, а у старших классов 33 - 36 часов.
Правительство РФ поддержало законодательную инициативу депутатов, хотя и отметило, что законопроект нуждается в доработке. Впрочем, полностью исключать перспективу двенадцатилетки, если к ее введению в стране через энное количество лет появятся финансовые и организационные предпосылки, депутаты и члены правительства не стали.