04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

О ЧЕМ РАССКАЖУТ ПЛЕНКИ С "КУРСКА"?

Безрукова Людмила
Статья «О ЧЕМ РАССКАЖУТ ПЛЕНКИ С "КУРСКА"?»
из номера 101 за 17 Июня 2002г.
Опубликовано 01:01 15 Июня 2002г.
Эта уникальная работа поручена Центру речевых технологий. Наша газета уже рассказывала о нем весной, когда только-только просочилась информация о том, что на "Курске" нашли "какие-то пленки". Командование флота и Генеральная прокуратура РФ, ведущая расследование причин гибели подлодки, долго не предавали гласности этот факт.

Никто, кроме узкого круга специалистов, не должен был не только видеть, но даже и знать о существовании пленок. Такую сверхсекретность можно понять: если удастся разобрать, о чем говорили моряки за несколько минут до своей гибели, какие команды получали с берега, не исключено, более ясной станет и вся картина случившейся в море трагедии.
Тем не менее корреспонденту "Труда" удалось побывать в Центре речевых технологий, созданном в 1990 году на базе отдела прикладной акустики производственного объединения оборонного значения, и узнать некоторые секреты восстановления и расшифровки магнитных лент с "Курска".
Центр арендует помещение в здании, расположенном близ Московского проспекта - одной из главных магистралей города. Там меня встретил научный директор, кандидат технических наук Сергей Коваль. Первым делом провел в компьютерный зал, "святая святых", по его словам, их организации.
Сергей Львович знакомит меня с коллегами, объясняя, чем занимаются они сегодня, помимо того, что выполняют поручение Генеральной прокуратуры. Та, кстати, сначала предложила поработать с пленками "Курска" зарубежным специалистам. То ли не доверяя своим, то ли еще по какой причине. Но заграница ответила отказом: ничего, мол, сделать уже нельзя, не подлежат восстановлению...
Когда сюда доставили пленки с "Курска", то были они, по общему признанию специалистов, "в ужасном состоянии": не пленки, а какие-то "грязные ошметки". Взрыв, погубивший субмарину, на куски разнес 170-килограммовую металлическую стойку в бронированном корпусе с прикрепленными к ней магнитными бобинами. Вспыхнувший затем пожар усугубил дело. После того как лодку подняли, и спасатели добрались до рубки, там был один сплошной завал из покореженного металла. Разбирая его, в мешки кидали все, что попадалось под руку. О самих пленках, их сохранности вряд ли тогда и думали.
Когда их нашли, поначалу даже не знали, что это именно магнитофонные записи, внешне - один большой плоский кусок металла.
- В работе с этими пленками мы больше всего опасались начального этапа, - говорит Коваль. - Бобины долго лежали в морской воде, были насквозь пропитаны солью. Пришлось долго вымачивать их в специальных ваннах. Требовалось найти оптимальный режим обработки, в том числе - температурный. Тут был большой риск. Но нам удалось угадать с температурой.
У них не было права на ошибку. Если бы хоть в чем-то ошиблись, что-то сделали не так, исправлять было бы уже нечего. Часть значимого слоя на пленках была безнадежно утеряна за то время, что они провели на морском дне. Часть сохранилась, но оказалась поврежденной. Еще проблема: восстановленные кусочки магнитных лент требовалось совместить, то есть воссоединить, иначе не понять, что к чему.
- Взявшись за реставрацию магнитной основы пленки, мы, честно сказать, сами не знали, что в итоге получится. Беспокоились: справимся ли, не потеряем ли те крохи информации, которые сохранились на ней? - продолжает Коваль. - Технология реставрации сложилась в процессе самой работы. Большую часть полученной нами из Генеральной прокуратуры пленки восстановить удалось - это сегодня уже точно.
- Не поделитесь, хотя бы вкратце, что за информация на ней?
- Я вам так отвечу: информация может оказаться и очень существенной, и совершенно бесполезной. Дело в том, что - это показывает опыт работы с авиацией - не все записывается в самолетах на "черный ящик" из того, что должно бы записаться и сохраниться. По той простой причине, что пилоты не всегда включают нужный канал связи. Но если с "Курском" все сложится, как мы говорим, "в плюс" (а у нас есть сейчас достаточно веские основания утверждать это), то не исключено, получим во всех отношениях полезную информацию. Как минимум, для вдов и родителей погибших моряков она уж точно будет интересной. Они, к слову, звонили нам, прослышав о той работе, которую мы проводим. Спрашивали, чьи голоса на пленках, можно ли им прийти послушать. Не исключено, следствие разрешит сделать для родственников копии с фрагментами этих разговоров - в случае если сочтет, что в переговорах экипажа не содержится государственной тайны.
О технологии реставрации в сущности "полумертвой" магнитной ленты рассказывают в Центре скупо. Не в последнюю очередь потому, что технология эта прежде никогда и никем в мире не применялась, и является настоящим "ноу хау" питерских акустиков. Ею уже заинтересовались скандинавы, англичане, американцы. Любопытно, что наиболее сложный для зарубежных специалистов этап подобной реставрационной работы - шумоочистка пленки и восстановление речевого текста наши называют "обычным делом". ("Во всем мире думают, как из хорошего сигнала сделать очень хороший, а мы - как сделать хороший из плохого, и даже из очень плохого").
На "Курске" сигнал в момент записи (в нормальном рабочем состоянии) сам по себе был, по словам С. Коваля, не слишком высокого качества. Испорченная взрывом, пожаром и водой магнитная лента "добавила" искажений. Требовалось быть очень внимательным, чтобы разобрать, кто и что говорит, к какому моменту относится разговор и между кем происходит.
Сейчас работы по расшифровке уже подходят к концу. Как следует из готовящегося отчета, удалось реставрировать и расшифровать 90 процентов полученной пленки. Отчет, к слову, пишется на лазерный диск. Туда же войдут полный текст расшифровки и результаты всех реставрационных операций.
...Покидая Центр речевых технологий, я поинтересовалась у научного директора: не собирается ли он и его коллеги заняться усовершенствованием звукозаписывающей установки для подводных кораблей с тем, чтобы были они более устойчивы к разного рода ЧП во время плавания?
- Мы делаем сейчас аппаратуру на замену той, что стояла на "Курске" (а ею оснащены практически все отечественные субмарины), - услышала в ответ. - Весить она будет раз в 100 меньше. В основе ее вместо магнитной ленты - микросхемы. Соответственно и шансов уцелеть во время аварии у нее будет гораздо больше.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников