МИГРАЦИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ

Миграционной службе России исполнилось 10 лет. Сегодня наш собеседник - начальник департамента трудовой миграции Григорий БАРАБАНОВ.

- Григорий Иванович, что побудило власть создать в свое время миграционное ведомство? Что сделано за эти 10 лет?
- С развалом Советского Союза на постсоветском пространстве вспыхнули многочисленные очаги межнациональных конфликтов. И где-то с 1991 - 1992 годов мы столкнулись не просто с массовым наплывом мигрантов, а, я бы сказал, с новой волной "великого переселения" народов. В начале 90-х годов миграция приняла стихийный, неуправляемый характер и, можно сказать, захлестнула страну. Власть вынуждена была реагировать.
Наша служба занялась контролем и процессами, связанными с вынужденной, трудовой, незаконной миграцией. После принятия Закона о занятости, который впервые позволил российским гражданам самим искать рабочие места за рубежом, многие отправились трудоустраиваться за границу. Мы разработали нормативно-правовые акты, которые определили, что трудоустройством граждан за рубежом на территории России могут заниматься только российские юридические лица, имеющие соответствующую государственную лицензию. Сегодня таких фирм около 700. Безусловно, они не охватывают всего массива граждан, выезжающих на работу за рубеж, но значительная часть людей все же трудоустраивается с их помощью. За последний год таковых - 45 тысяч.
- Куда устраиваются те, кто уезжает на работу за рубеж?
- Примерно 5 процентов нашего населения связывают свой завтрашний день с работой за границей. Если все наше трудоспособное население составляет 70 млн. человек, то цифра получается серьезная. Более половины из выехавших трудятся моряками-рыбаками на иностранных судах. А другая часть занята в сфере гостиничного хозяйства, шоу-бизнеса, досуга, работает в семьях.
- В стране много структур, "помогающих" российским гражданам в трудоустройстве за рубежом, однако нередко их обманывают. Что делается во избежание подобных случаев?
- Миграционную службу недавно перевели в систему МВД России. Надеюсь, такая реорганизация позволит нам, опираясь на возможности и инфраструктуру, которые существуют у правоохранительной системы, действовать эффективнее. Мы подготовили проект постановления российского правительства, где прописаны новые правила. Внимание сосредоточено на том, чтобы услуги, предоставляемые гражданам, выполнялись комплексно. Фирмы, в соответствии с новым документом, не должны "вычленять" какое-то одно направление и на этом зарабатывать деньги. Мы ужесточаем ответственность организаций за выполнение условий по договору о трудоустройстве. Фирма должна будет не только обеспечить конкретного работодателя, конкретное рабочее место, но и законный въезд, обязана проинформировать миграционную службу о том, куда направлен мигрант, чтобы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств мы могли оказать поддержку. С 1 июля вступает в силу новый Административный кодекс, где в отношении организации предусмотрена административная ответственность за осуществление подобной деятельности без лицензии, за нарушение лицензионных требований.
Однако всех этих усилий недостаточно. Частному предпринимательству в сфере трудовой миграции, на мой взгляд, надо создать альтернативу в лице унитарных предприятий. Они будут работать под контролем государства на коммерческой основе, но по тем правилам, нормам и расценкам, которые установит государство.
- Опасна ли для страны утечка рабочей силы?
- По нашему прогнозу, в 2006 - 2007 годах на рынок труда России придет мало молодежи. Мы столкнемся с острой нехваткой рабочей силы. Кроме того, должны быть заселены громадные территории на Дальнем Востоке, на Севере. Россия будет заинтересована в притоке квалифицированных специалистов и вынуждена будет откорректировать законодательство соответствующим образом. Скорее всего, будут создаваться механизмы и стимулы для привлечения иностранной рабочей силы, прежде всего соотечественников. Возможно введение определенных миграционных квот, согласно которым люди будут приезжать, получать вид на жительство, но там, где это нужно государству.