УРОКИ САРОВСКОГО СТАРЦА

- Надо бы и самого затворника навестить, - предложил генерал-лейтенанту помещик Прокудин.- Ну зачем нам этот старец? - ответил тот с пренебрежением. - Монастырь посмотрели - и ладно. Никаких особых духовных волнений, кстати, у меня это не вызвало, - как, впрочем, и ожидалось.Прокудин все-таки уговорил генерала заглянуть к отцу Серафиму.

Как только они вошли в келию, старец упал генералу в ноги. Тот растерялся от неожиданности, а помещик почувствовал, что надо оставить их наедине, и вышел в сени.
Через полчаса из келии раздались всхлипывания. Это боевой, увешанный орденами генерал плакал, как ребенок. Еще через некоторое время двери распахнулись, и отец Серафим вывел под руки генерала, который продолжал рыдать, закрыв лицо руками. Фуражку и свалившиеся с груди награды он забыл в келии. Старец сходил за ними. Заботливо нахлобучил на гостя фуражку, прицепил к ней ордена, при этом еще и объяснил:
- Они потому упали, что получил ты их незаслуженно.
Потом генерал рассказывал, что он, прошедший всю Европу, никогда не встречал такого смирения. И такой прозорливости, с которой старец раскрыл его жизнь до тайных подробностей...
... Эта одна из многочисленных историй, связанных с именем Серафима Саровского. Она вспоминается сейчас, когда слышишь некоторые вопросы о Всероссийской научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России", которая открывается сегодня в Москве в рамках 250-летия со дня рождения святого. Звучат они по-разному, но смысл тот же, что и у того генерала:
- А зачем нам сегодня этот старец?
Жил святой Серафим, дескать, давно и совсем в другом обществе. Его, конечно, надо чтить, но что уж там особенного изучать? Каких-то богословских трудов он не оставил, а житие его верующие и так знают досконально. Однако, рассуждая так, можно легко оказаться в положении того же генерала, внезапно и болезненно прозревшего. Ведь наследие преподобного Серафима никак не может устареть и перестать волновать нас, если мы задумываемся о своей судьбе и судьбе своей страны. Его советы, поучения и прозрения касаются многих нынешних проблем, вопросов, начиная от вечного - о смысле жизни. В знаменитой своей беседе с Мотовиловым преподобный старец определял его так:
- Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего.
- Стяжи мирен Дух, - говорил он еще, - и тысячи вокруг тебя спасутся.
А кроме того, на конференции будут обсуждаться острые вопросы, связанные, например, с информационным пространством современного общества или с духовно-нравственной мотивацией в экономике. И это все тоже, как выясняется, имеет самое прямое отношение к Серафиму Саровскому. На конференции выступит более ста ученых, богословов, представителей российского бизнеса. Откроют пленарное заседание Патриарх Алексий II и президент Российской академии наук Юрий Осипов. Среди участников - видные государственные деятели, политики, церковные иерархи. После первого дня работы конференция переместится в Саров и Дивеево, где жил и совершал свой подвиг преподобный Серафим.
- Научная конференция вновь обратится к значению личности Серафима Саровского для Церкви, - сказал председатель юбилейного комитета митрополит Минский и Слуцкий Филарет, - при этом мы должны понятно донести до светского общества, в чем же его подвиг для нашей земли, нашего народа. И в то же время - для Православия в целом.
Это только начало мероприятий в честь 250-летия Серафима Саровского. В июле основные торжества пройдут в Курске, где родился святой, а также в Нижегородской области.