ПРЯНИКОВ ОПЯТЬ НЕ ХВАТАЕТ

Похоже, продюсер Марк Рудинштейн стал пленником своей собственной установки: пятнадцатому "Кинотавру" - 15 ударных фестивальных дней. Для двухнедельного киномарафона у нас, как выяснилось, пока просто не хватает качественных картин...

Только этим обстоятельством можно оправдать появление в рамках фестиваля теннисного и футбольного турниров, других спортивно-эстрадных забав, которыми ни один серьезный фестиваль в мире не пробавляется. Опять же только скудостью кинорепертуара можно объяснить наличие в конкурсе откровенно слабых фильмов - таких, как "Черный мяч" Хусейна Эркенова, "Кожа Саламандры" Алексея Рудакова, "Слова и музыка" Ивана Соловова, "Рецепт колдуньи" Татьяны Воронецкой. Эти и подобные им ленты, щедро рассыпанные в конкурсной программе первой половины киносмотра, заставили было говорить о новом витке кризиса в отечественном кино. Но ближе к концу фестиваля пошли фильмы иного художественного "замеса" и стало ясно, что тризну по нашему кино можно пока отложить...
Точностью социального анализа, "мужской" жесткостью почерка приятно поразила Гука Омарова в своем дебютном фильме "Шиза", к слову, представлявшем Казахстан и Россию в одной из программ Канна. Свои лучшие времена вспомнил редко снимающий режиссер, автор памятных "Полетов во сне и наяву" Роман Балаян, поставив тонкую, изящную драму из жизни слепоглухонемых детей и их воспитателей с поэтичным названием "Ночь светла". Вдохновенно, с обилием живых деталей и подробностей, в подкупающей ретро-стилистике прочитал повесть Юрия Трифонова "Долгое прощание" Сергей Урсуляк. На привычно высоком уровне сняли свои новые работы Павел Чухрай ("Водитель для Веры") и Валерий Тодоровский ("Мой сводный брат Франкенштейн"). Добавьте сюда нашумевшие "72 метра" Владимира Хотиненко, "О любви" Сергея Соловьева, "Игры мотыльков" Андрея Прошкина, "Красное небо" Валерия Огородникова, которые тоже претендуют на внимание жюри, - и станет ясно, что "сладких пряников", сиречь фестивальных наград, может на всех не хватить...
А стало быть, будут обиженные на Марка Рудинштейна, который, прощаясь в этом году с "Кинотавром", возглавил Большое жюри. Это дало мне повод в одном из предыдущих репортажей попенять ему за "этическую неточность". Но хитро-мудрый Марк Григорьевич в этой щекотливой ситуации поступил весьма дальновидно: на первом же заседании жюри он, по сути, снял с себя функции председателя, предложив коллегам проголосовать по всем номинациям письменно, а затем сдать анкеты в счетную комиссию. Во избежание подтасовок поименные результаты голосования будут обнародованы в печати. "Так что ни о каком давлении председателя на жюри не может быть и речи", - заявил Марк Григорьевич в беседе со мной. И пообещал самые неожиданные результаты фестиваля, которые будут объявлены сегодня вечером на торжественной церемонии закрытия в Зимнем театре. Ждать осталось недолго.