ЭНЕРГОМОСТ УЙДЕТ ПОД ВОДУ

Несмотря на постоянные призывы чиновников ЕС к руководству и бизнес-структурам европейских государств диверсифицировать импорт нефти и газа, то есть получать их не из одного, а из разных источников, львиная доля продаж энергоносителей так или иначе приходится на Россию. В 2004 году стоимость экспорта российских углеводородов составила почти сто миллиардов долларов. Из страны было вывезено 56 процентов всей добытой нефти и 32 процента газа.

Когда-то проложенные по западным территориям СССР нефте- и газопроводы теперь оказались на земле независимых государств. Россия платит немалые деньги за транзит и, естественно, предпринимает меры к тому, чтобы в будущем доставлять углеводородное сырье в Европу напрямую, минуя третьи страны.
Еще в декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС). Она предназначена для транспортировки нефти в Европу из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. Сейчас пропускная способность этой структуры составляет 55 миллионов тонн "черного золота" в год. Президент "Транснефти" Семен Вайншток недавно сообщил журналистам, что мощность БТС в первой половине 2006 года будет увеличена до 60 миллионов тонн.
Еще более масштабны работы в этом направлении, проводимые газовиками. На днях главы Газпрома и Восточного комитета немецкой экономики Алексей Миллер и Клаус Мангольд обсудили возможность взаимодействия России и Германии в "проекте века" - строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Возведение этого своеобразного энергомоста, который даст возможность доставлять российский природный газ напрямую в Германию, а затем и на Британские острова, было задумано несколько лет назад. В 1997-1999 годах с привлечением ведущих мировых инжиниринговых фирм и российских научно-исследовательских институтов на Балтике проведен комплекс морских изысканий. В 2000 году по решению Европейской комиссии проекту СЕГ присвоен статус трансъевропейской сети, что означает всяческое содействие со стороны Евросоюза по его реализации. Это и понятно, ведь к 2010 году на европейском газовом рынке прогнозируется рост потребления российского газа сверх действующих контрактов примерно на сто миллиардов кубометров в год.
К 2006 году в России намечено увеличить годовую пропускную способность единой системы газоснабжения на 15 миллиардов кубометров. Причем экспортная составляющая этой системы вырастет на пять миллиардов кубов.
Главным источником, который будет питать Северо-Европейский газопровод, называют Южно-Русское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе. Уже сейчас большой интерес к участию в строительстве нового энергомоста и разработке ямальской природной кладовой проявляют крупнейшие западные компании, прежде всего немецкие.
Весной в Ганновере Газпром и "дочка" немецкого концерна BASF - компания Винтерсхалл подписали меморандум, в рамках которого предполагается на основе обмена долями совместно участвовать в сооружении Северо-Европейского газопровода и освоении недр Южно-Русского месторождения.
Не раз заявлял о намерении участвовать в этих проектах и Э. ОН Рургаз. На пресс-конференции в Эссене глава этой компании Буркхард Бергман подчеркнул: "В России мы стремимся к долевому участию в добыче газа. С этой целью продолжаем переговоры о приобретении доли в Южно-Русском месторождении. То же самое относится и к Северо-Европейскому газопроводу, с помощью которого Газпром намерен диверсифицировать и расширить поставки в Западную Европу".
- Нам также интересен проект Северо-Европейского газопровода, - сказал мне в Лейпциге Клаус-Эвальд Хольст, глава компании "Фербунднетц Газ" (ФНГ), входящей в пятерку лидеров газового рынка Германии и обеспечивающей поставками газа практически все восточные земли этой страны. - Газпром давний наш партнер, и мы могли бы совместно найти наиболее приемлемое для обеих сторон использование удобной и экономичной инфраструктуры ФНГ, ведь газ по Северо-Европейскому газопроводу из России через Балтику, как предполагается, начнет поступать именно на восточное побережье Германии, в район города Грейфсвальд. Правда, пока мы не получили приглашения участвовать в проекте. Но даже подключение к нему инфраструктуры ФНГ стало бы взимовыгодным шагом...
К этим словам, полагаю, прислушаются российские партнеры. Небезынтересно отметить, что, по оценкам Международного энергетического агентства, потребность России в газовых инвестициях к 2030 году достигнет примерно 330 миллиардов евро. В свою очередь, будет расти зависимость ЕС, и в том числе Германии, от зарубежных поставок "голубого топлива". Уже к 2020 году, как считают западные аналитики, доля импорта природного газа в расширяющемся Евросоюзе составит как минимум 75 процентов. Так что в обозримой перспективе энергомост Восток - Запад не останется без работы.