03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОММУНИКАТОР ВЫЗЫВАЕТ РОДИТЕЛЕЙ

Воронова Ирина
Опубликовано 01:01 15 Июня 2006г.
Какой должна быть средняя школа XXI века? Сейчас в Московской Думе обсуждаются самые разные проекты. Их общее название - "Школа будущего". Именно она станет частью президентского национального проекта "Образование".

ИДЕЯ N 1. КАЖДОМУ УЧЕНИКУ ПО МИКРОЧИПУ
Уже понятно, что в школе без сложной техники - никуда. Поэтому классы будущего будут ею буквально нашпигованы. Один из проектов разработан специалистами Московского института открытого образования и городского Центра образования "Технологии обучения". С виду это будет школа как школа, с теми же классами, партами, глобусом, доской...
Однако всех школяров предлагается "оснастить" так называемыми идентификаторами. Это электронные карточки, содержащие в микрочипе всю информацию о своем владельце. Они, кстати, уже используются в одной из столичных школ для оплаты завтраков и обедов в столовой. Но функции идентификаторов можно сильно расширить. Например, с помощью карточки дети будут входить в здание школы, регистрироваться на уроках. Не исключено, что в карточку занесут даже все прогулы и оценки.
Еще один атрибут этого проекта - коммуникатор. Это индивидуальное информационное устройство - скажем, особым образом запрограммированный мобильник, с помощью которого можно получать персональную информацию, осуществлять обратную связь с преподавателем, подсоединяться к внешним электронным устройствам. Ну и, конечно, в школе будущего должны быть компьютеры, возможности которых гораздо шире нынешних.
Разработчики проекта неплохо представляют себе, как должны выглядеть классы в такой супершколе. К примеру, естественнонаучный кабинет им видится так: ученики по 6 человек "группируются вокруг шестиугольных столов с потолочной разводкой коммуникаций. Каждый стол может становиться центром проектной активности, в которой ребята имеют различные функции". Кабинет будет строиться по модульно трансформируемому принципу, иметь различные зоны и тому подобное.
Особая часть - эксплораторий ("Музей занимательной науки"). В нем школьники могут сами поставить эксперименты, понаблюдать за живой природой.
Впрочем, хотя столичные депутаты и чиновники заинтересовались этим проектом не на шутку, они все же сочли, что такая школа - дело далекого будущего.
ИДЕЯ N 2. ВСЕХ ЗАСТАВЯТ ЧИТАТЬ
Следующим проектом, вынесенным на суд властей, стала программа Русской ассоциации чтения. Ее цель - воспитание читающего школяра. И это неспроста. Как уверяют социологи, народ потихоньку деградирует. Уровень читательской культуры и грамотности населения снижается по всей стране. Доля нечитающих россиян возросла с 21% в 1991 году до 37% в 2005-м. Чтение перестает быть традицией даже в Москве, где метро когда-то считалось "самым читающим" в мире.
При этом даже обязательная литературная программа в школе не гарантирует того, что ребенок вырастет начитанным человеком. Без дополнительного чтения тут не обойтись. Специалисты считают, что если ребенок не стал активным читателем к 12 годам, то дело - труба: полностью восполнить этот пробел уже невозможно. Посему проект предлагает введение урока чтения и информационной культуры в базовый учебный план для 5-6-х классов, а также программы поддерживающего чтения в расписание второй половины дня. Упомянутые занятия нужно также ввести в дополнительное образование 7-9-х классов средней школы. Для этого в школах должны появиться две новые кадровые единицы: учитель чтения и библиотекарь-педагог. Первый будет проводить уроки чтения и информационной культуры, помогать слабо читающим детям. Ну а на библиотекаря-педагога хотят возложить обязанности по проведению уроков информационной грамотности.
По замыслу авторов проекта, школьная библиотека должна стать настоящим интеллектуальным центром: чем-то средним между кладовой знаний, читальным залом и дискуссионным клубом. Однако у педагогической общественности столицы этот проект вызывает некоторые нарекания.
Так, по мнению директора гимназии N 45 Михаила Шнейдера, введение в средней школе новых предметов и новых должностей не нужно. Дети и без того перегружены занятиями, к тому же знаниями и навыками учителя чтения и библиотекаря-педагога обязан обладать любой нормальный преподаватель русского и литературы. Хотя вместе с тем чиновники признали, что частью "Школы будущего" должна стать подготовка умного читателя.
ИДЕЯ N 3. ОКСФОРД НАМ ПОМОЖЕТ
Следующий проект называется "Оксфордская школа". Он предполагает создание в столице целой сети школ с углубленным изучением английского языка.
Обучение должно проводиться по технологиям, разработанным в Оксфорде. С этой целью учителя "Оксфордских школ" тоже должны будут пройти специальную подготовку и по результатам - сертификацию Оксфордского университета. А специалисты из Оксфорда собираются постоянно быть на связи со столичными школами, средними специальными учебными заведениями и вузами - для создания "единого образовательного пространства предпрофильного, профильного и профессионального обучения".
"Оксфордская школа" экспертам в принципе пришлась по душе. Однако они отметили, что на одном английском свет клином не сошелся: можно разработать подобные проекты и с другими иностранными языками.
ИДЕЯ N 4. ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ЗДОРОВЬЮ
Кроме того, столичные власти ознакомились с программой "Трехуровневая паспортизация здоровья школьников: ученик - класс - школа", разработанной Институтом новых технологий. Ее цель - пристально следить за состоянием здоровья учеников. Ведь сегодняшняя статистика всех приводит в ужас.
Лишь 10% школьников можно назвать абсолютно здоровыми. Около 40% уже имеют заболевания, а еще 50% входят в "группу риска" - еще не больны, но вот-вот заболеют.
Предполагается проводить постоянный мониторинг здоровья детей, по итогам которого выносить рекомендации каждому ученику. Если программа заработает (а шансы есть), состояние школьников примутся оценивать регулярно, а еще проводить профилактику возможных заболеваний и даже выявлять среди детей группы риска по вредным привычкам.
Для начала в Москве хотят создать муниципальные центры содействия здоровью школьников. При участии РАМН, Санэпиднадзора и департамента здравоохранения столицы уже разработаны приборы, с помощью которых будут измерять все параметры растущих организмов: остроту зрения, осанку, состояние сердца и сосудов и пр. Есть даже аппаратура для определения психостатуса малышей.
По итогам мониторинга школьники младших классов получат специальные "Паспорта здоровья" - их станут заполнять как сами дети, так и их родители, школьные врачи, психологи. Причем в паспорте напишут вполне конкретные предложения на тему: что нужно сделать, чтобы улучшить здоровье ребенка. Записаться в ту или иную секцию, сократить время занятий на компьютере и т.д.
Наконец, может быть даже введена новая должность - заместителя директора по экспертной оценке здоровья школьников.
Кстати, эта программа уже действует в ряде школ, например в 628-й (Южный округ). Однако для повсеместного распространения благого начинания требуется не только время, но и деньги: техническое оснащение одной школы обойдется приблизительно в 100 000 рублей.
Впрочем, деньги, скорее всего, найдут. Этот проект Мосгордума уже поддержала.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников