ПРОСТО КАКАЯ-ТО ФОМСМАГОРИЯ

Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Вопросов и сомнений по-прежнему множество. Но можно осторожно сказать, что появилась надежда хотя бы на некоторую стабилизацию ситуации с обеспечением лекарствами самой тяжелой категории больных. Вокруг злополучной программы ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения льготников) было много шума и скандалов. В конце прошлого года возникли дикие долги поставщикам лекарств и соответственно гибельный для тысяч людей дефицит многих жизненно важных препаратов.

Кризис программы ДЛО чиновники объясняли тем, что большая часть средств пошла на лекарства для больных с самыми "дорогостоящими" болезнями. А потому думский Комитет по охране здоровья настаивал, чтобы этих пациентов выделили в отдельную программу (или закон) с четко прописанным финансированием, благо число этих людей и их потребности в лекарствах хорошо известны. Сейчас, наконец, эта идея становится реальностью.
"Мы добились, что финансирование лекарств для таких пациентов (больных с гемофилией, рассеянным склерозом, онкологическими болезнями и некоторыми другими тяжелыми недугами) будет прописано в федеральном бюджете отдельной строкой, - сказала "Труду" председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева. - Но все равно поводов для тревоги более чем достаточно. При голосовании было зафиксировано наше требование: ко второму чтению предоставить депутатам четкий расчет - и по дорогим лекарствам, и по ДЛО в целом. Потому что пока ясной картины, внятных цифр мы все равно не видим. И потом, мы уже много месяцев больше всего говорим про ДЛО, и это понятно, потому что от этого зависит судьба людей с самыми тяжкими недугами. Но ведь есть масса других проблем. Нельзя забывать про все остальное население, надо заниматься лечением детей. Например, финансирование стационаров - там масса проблем! Бюджет не предусматривает роста расходов на территориальные программы ОМС - заложенные средства не покрывают даже инфляции. А ведь именно эти программы должны обеспечивать помощь всему населению - это и больницы, и поликлиники. Если денег в регионах не хватает, это прежде всего означает, что мы губим стационары, губим специализированную помощь! Поликлиники могут хоть как-то продержаться, а в стационарах и сейчас труднейшая ситуация, в том числе и с лекарствами. Есть и другие тревоги. Ведь бюджет закладывается на три года. Так вот, на 2010 год там не прописаны ни диспансеризация, ни выплаты медикам первичного звена. Нам, правда, обещают, что они будут профинансированы из резервного фонда, но уверенности в этом нет. Так что будем бороться дальше, будем готовиться ко второму чтению, чтобы сделать механизмы финансирования здравоохранения четкими и прозрачными. Во время предварительного обсуждения бюджета ФОМС я говорила, что он выглядит как уравнение со многими неизвестными. Сейчас кое-что прояснилось, но далеко не все".
Заметим, что во время прежних обсуждений этих проблем чиновники самых высоких рангов периодически пытались обвинить в лекарственном кризисе врачей, которые выписывают слишком много рецептов "не тем" гражданам. Сегодня этих разговоров больше не слышно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы:
- Бюджет ФОМС по-прежнему весьма запутанный. Сокращение финансирования по этой линии связано с тем, что уходят некоторые статьи расходов. В частности, финансирование нацпроекта "Здоровье" будет осуществляться через федеральный бюджет. А финансирование ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение), которое каждый год требовало вдвое больше средств, чем планировалось, переводится на региональный уровень. Но вряд ли от этого станет лучше с лекарствами.
Валерий ЕЛИЗАРОВ, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ:
- Отныне часть финансирования пойдет не через ФОМС, а через нацпроект "Здоровье". Однако тут другое интересно. Как потребитель медицинских услуг, я не понимаю, что это за структура - ФОМС. Своему ребенку я купил полис добровольного медицинского страхования. Вчера утром возил жену на другой конец Москвы с таким же полисом. В общем, мы обращаемся к платной медицине. Конечно, есть и бесплатная, но объем таких услуг незначительный, а очереди - мало не покажется. Однажды у меня прихватило сердце, и потребовалась кардиограмма. Я ее так и не сделал, потому что надо было просидеть в ведомственной поликлинике полдня, а времени у меня на это не было. В районных поликлиниках очереди не меньше. И только в платных нас окружают вниманием и нежной заботой. Потому что каждый из нас для них - живые деньги.
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Звонит мне старый знакомый, с которым вместе работали на "Невинномысском aзоте", теперь - пенсионер Валентин Кириченко, жалуется: "Представляешь, четыре месяца не могу получить лекарство. Даже в Москву жаловался!" Ведущий специалист нашего горздрава Сергей Ананян говорит то же самое: "Лекарств нет. Льготники возмущаются - мне в день по 20-30 таких звонков поступает".
Оказывается, на первый квартал горздравотдел Невинномысска подготовил заявку на сумму 3372 тыс. рублей. Исходя из норматива 378 руб. 75 коп. на человека, как было определено Законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" от 29 декабря прошлого года. Но уже в январе из краевого Минздрава поступило письмо: в связи с изменением лимита бюджетного финансирования Федеральным фондом обязательного медстрахования (ФФОМС) заявка уменьшена вдвое - до 1686 тыс. рублей. Получается 125 руб. в месяц на больного. Что на эти деньги можно купить? Разве что пару пузырьков валокордина. И ради этого затевалась федеральная программа ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения)? Сегодняшних лимитов и так кот наплакал, да еще на него покушается армада воров (судя по скандальным арестам в ФФОМСе).
Весной, когда под ногами министра Зурабова горела земля, он обещал уже в начале апреля восстановить бесперебойные поставки лекарств в регионы, и "в нормальных объемах". Депутаты возбужденно пошумели и успокоились. Министр тоже. А регионы так и остались на голодном пайке. По крайней мере до Невинномысска мало что дошло. У нас обделены даже диабетики, которым без лекарства смерть. В мае обеспеченность снижающими сахар препаратами составляла 5-8 процентов от необходимого объема. Какой тут выход? Либо помирай, либо покупай в аптеке за свой счет. Но тогда зачем у льготников высчитывают деньги за соцпакет?
Почему вообще заявка на лекарства составляется, исходя из урезанных лимитов, а не из количества больных, видов заболеваний и требуемых для лечения лекарств с учетом их эффективности? Придуманная зурабовским ведомством схема наводит на мысль, что и задача у организаторов ДЛО - отнюдь не лечение больных, а одна видимость. Кстати, это подтверждается и письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 20.05.2005 года (еще перед монетизацией) руководителям лечебно-профилактических учреждений, участвующих в реализации программы ДЛО, где прямо сказано: "Отпуск из аптек на основании письма Министерства здравоохранения и социального развития от 25.01 2005 г. N26-МЗ в первую очередь производится из наименее дорогостоящего синонимического лекарственного препарата отечественного производства". То есть цель не вылечить человека, а сэкономить средства, делая вид, что лечат. Возможно, подспудно ставится и другая цель - создать для льготников такие условия, чтобы вынудить взять деньги вместо лекарственного соцпакета. Тогда за них ни у кого из чиновников не будет болеть голова.