06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Заозерская Анжелика
Опубликовано 01:01 15 Июня 2007г.
Биографические кинокартины стали у нас очень популярными. Только за последние два года появились "Андерсен" Эльдара Рязанова (главный приз фестиваля "Литература и кино" в Гатчине), "Пушкин. Последняя дуэль" Натальи Бондарчук, телесериалы "Сталин live", "Есенин", совсем свеженький продукт Юрия Кары "Королев"...

Никто не спорит: стремление просвещать народ по части биографий выдающихся людей - дело похвальное. Вот только отчего публика так редко довольна художественными результатами? Одна из главных причин в том, что роли гениев и государственных мужей достаются актерам-поденщикам, которые, как бабочки-однодневки, порхают из одного сериала в другой, отчего по-настоящему масштабные образы разучились создавать, а то и не умели никогда... Особенно этим грешат молодые артисты, которым не терпится сыграть побольше ролей и соответственно заработать. Хорошо, если рядом опытный наставник, способный убедить юное дарование отказаться от халтуры, но это скорее исключение, чем правило.
Так, подающую надежды выпускницу Щукинского училища Светлану Ходченкову, которой выпала удача сыграть главные роли в двух картинах Станислава Говорухина "Благословите женщину" и "Не хлебом единым", Станислав Сергеевич уберег от соблазна разменять свой дар на мелочи. Светлана в промежутках между говорухинскими картинами снималась в нескольких сериалах, за что получила отеческий нагоняй от мэтра. Он объяснил актрисе: начнешь халтурить - на серьезном искусстве придется поставить крест.
Увы, не так поступил актер и педагог Георгий Тараторкин. Раньше мы знали его как интеллектуального и тонкого мастера сцены, но время диктует свои условия: нынче весь свой курс во ВГИКе Георгий Георгиевич привел на съемки самого что ни на есть тривиального сериала "Не родись красивой". Более того, в качестве личного примера Тараторкин сыграл одну из небольших ролей в этой "стряпне". Таким образом, учитель, что называется, убил двух зайцев: и открыл зеленую улицу своим ученикам, и о себе невзначай напомнил массовому зрителю. Но разве шанс, который он дал молодым, можно всерьез назвать счастливым? Вот ему самому в свое время такой шанс действительно выпал - сыграть Раскольникова в фильме "Преступление и наказание" по Достоевскому.
Кто знает, не случись тогда этой роли, возможно, всю жизнь мелькал бы актер в проходных ролях комсомольских вожаков или белогвардейцев. Но словно забыл об этом нынче Георгий Иванович, и своих питомцев он учит иным способам строить карьеру. Уж точно не самым надежным. Да, Нелли Уварова, Григорий Антипенко и Юлия Такшина после нескольких серий проснулись знаменитыми, но насколько прочна эта слава? И какую цену они заплатят в будущем за свою "трехгрошовую" популярность? Не будет ли этой ценой попадание в жесткий капкан раз и навсегда заданного амплуа - причина стольких актерских трагедий?..
А вот опытный режиссер Юрий Кара в выборе актеров на главные роли по-своему принципиален. Зритель еще не отошел от шока, полученного от телесериала "Звезда эпохи", в котором поэта Константина Симонова развязно и пошло сыграл красавчик Александр Домогаров, как нас уже удивляют новой безвкусицей: плейбой Сергей Астахов изображает великого конструктора Сергея Королева. Причем сам Кара не прочь покритиковать своих коллег - того же Владимира Бортко, да и создателей сериала "Сталин live" за то, что роли исторических личностей они дают актерам без стержня, без биографии, без душевного опыта. Постойте, Юрий Викторович, но чем так уж отличаются от них ваши актеры, загнанные, как лошади, бесконечными сериалами, не сыгравшие ни одной серьезной роли, да, подозреваю, и книг достойных не читавшие, потому как некогда, надо сценарии изучать? Вот и смотрел на нас с экрана гениальный Королев оловянными глазами, в которых не было ни мысли, ни чувства, не говоря уж о Божьем озарении. Да и сам Астахов (честь ему за это и хвала) признается, что до Королева ему так же далеко, как до Юпитера, что он грешный, приземленный и вполне обыкновенный человек. Но вот занесло же беднягу "в космос" стараниями режиссера Юрия Кары...
Профессиональная и человеческая незрелость актрисы Анны Снаткиной не смутила режиссера Наталью Бондарчук - она наделила ее ролью Натальи Гончаровой в фильме "Пушкин. Последняя дуэль". И хотя дочери великого режиссера Бондарчука хорошо известно, как ответственно, сложно, а подчас и опасно работать с классическими образами, она подалась искушению - ведь прехорошенькая Анна популярна. Тем более популярен Сергей Безруков, и Наталья Сергеевна не скрывала, что пригласила его на главную роль, чтобы заинтересовать молодого зрителя картиной - мол, в наше время фильм о поэте без сериальных звезд обречен на коммерческий провал. Но, по-моему, с такими звездами он обречен на провал еще вернее. Как вообще Снаткина могла проникнуть в тончайший образ музы Пушкина, его мадонны, первой красавицы императорского двора, если ей параллельно приходилось сниматься в долгоиграющем сериале "Обреченная стать звездой"? Конечно, Аня, не усвоившая еще науку перевоплощения, сыграла в "Пушкине" так же примитивно, как в телесериале.
Впрочем, не лучше сыграл и Сергей Безруков - все эти размашистые жесты, судорожные вскрикивания изрядно надоели нам уже в сериале "Есенин". Справедливости ради заметим: актер играет Пушкина и Есенина на театральных подмостках, и, по мнению ряда серьезных критиков, куда убедительнее.
Любопытно, что съемки "Пушкина" совпали у Безрукова с работой над ролью Иешуа в телесериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Очевидно, чтобы не запутаться в этой чехарде сериалов и четче обрисовать себе самому контуры образа, Сергей перед ролью Иешуа даже обрек себя на небольшое мученичество - голодал, воздерживался от общения с женщинами и т.п. Может, еще и потому, что перед этим ему пришлось побывать главарем бандитской "Бригады". Как иронично заметил по поводу этой всеядности актер старого закала Александр Пороховщиков: вчера ты был на помойке (то бишь бандитской сходке), а сегодня - на Голгофе. Или, говоря другими словами, попал из грязи в князи.
Актер Сергей Никоненко, которому сорок лет назад посчастливилось создать образ молодого Сергея Есенина, считает, что Безруков в телесериале "сыграл не великого поэта, а подзаборную шпану". При этом Никоненко самокритично признает, что сам он только благодаря чисто внешнему сходству с Есениным (которое обнаружил Михаил Ромм, знавший Есенина лично) получил эту роль. Но зато потом в течение творческой жизни Никоненко словно бы оправдывал оказанное ему высокое доверие. Как известно, Сергей Петрович на квартире первой жены Есенина создал мемориальный музей поэта, где лично организует и проводит экскурсии. Служение тем более нужное душе актера, что в повседневном своем труде он, увы, не брезгует сниматься в мыльных сериалах - от детективов вроде "Каменской" до мелодрамы "Любовь как любовь", где, конечно, ничего по значительности сравнимого с ролью Есенина не предлагают.
Литовский актер Донатас Банионис, сыгравший великого испанского художника в картине "Гойя, или Тяжкий путь познания", а в настоящее время выступающий в роли композитора Баха в спектакле "Возможная встреча", не только презирает модные сериалы, но все больше укрепляется в печальном убеждении, что в наше время ни Бах, ни Пушкин, ни Тарковский широкой публике не нужны. По мнению Баниониса, сегодня бал правит попса, которая собирает 20-тысячные стадионы фанатов. "А бытовой интерес к жизни великих людей, - считает Банионис, - ничто иное, как болезненное желание -покопаться в грязном белье, заглянуть в чужую спальню, порыться в личных дневниках".
Актер Юрий Яковлев всю жизнь благодарит легендарного режиссера Ивана Пырьева за то, что тот разглядел в нем, еще юноше, князя Мышкина из романа Достоевского "Идиот". В своих "Воспоминаниях" Пырьев пишет, что первый раз увидел Яковлева на пробах к фильму Григория Чухрая "Сорок первый" и был поражен глубокими, умными, добрыми глазами актера, его природным благородством. Более того, именно встреча с Яковлевым подтолкнула Пырьева к тому, чтобы экранизировать роман Достоевского...
А партнерша Яковлева по фильму, Юлия Борисова, сыгравшая Настасью Филипповну, долго не решалась на эту роль, объясняя, что ей далеко до красоты героини. Сегодня такая неуверенность кажется неправдоподобной. Попробуй только намекни какой-нибудь из кинозвезд, что она недотягивает до своего образа, так добра не жди! Подозреваю, у той же Анны Снаткиной и тени сомнения (достойна ли она роли Гончаровой) не возникло. Это то новое поколение, которое самоуверенно хватается за заманчивое предложение, не подумав, что в каких-то случаях миссия невыполнима. Да и не вспоминают они слово "миссия". Оно для них из лексикона уходящего поколения. Им куда ближе слова "амбиция", "успех", "деньги".
Недавно известный актер Валерий Баринов рассказал мне, как отказался от роли Льва Толстого, хотя мечтал о ней всю жизнь. На мое недоумение откровенно ответил: не верит, что режиссеру Марлену Хуциеву, который уже лет 25 ничего не снимал, хватит пороху осилить такую махину - фильм о великом писателе! У Валерия растет дочь, и ему надо зарабатывать деньги для ее воспитания, а не тешить свое самолюбие утопическими мечтами...
Эта проза современной жизни напомнила мне о другом актере, покойном Георгии Жженове, который так и не смог смириться с тем, что Льва Толстого сыграл не он, а его учитель - Сергей Герасимов. Жженов не скрывал: если бы ему выпала хоть малейшая возможность создать образ Льва Николаевича, он, не задумываясь, заключил бы контракт с самим дьяволом... Признание тем более важное, если вспомнить, как решительно, с риском быть изгнанным из великого театра, товстоноговского БДТ, Жженов отказывался от ролей, которые считал для себя неорганичными...
Вот два отношения к профессии: прагматичное и романтическое. Казалось бы, второе ближе к самой сути артистического искусства. Но ему в нынешней суетной актерской жизни остается все меньше места.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников