Побег из ада

В Собиборе фашистами были уничтожены 250 тысяч узников. Кадр из к/ф «Собибор». Фото из открытых источников.
Леонид Павлючик, обозреватель "Труда"
Опубликовано 00:07 15 Июня 2018г.

Сегодня Первый канал покажет фильм «Собибор» о самом успешном восстании узников в фашистском лагере смерти


«Собибор» был готов в начале года. До сегодняшней премьеры на «Первом» прошло немного времени, но у фильма уже сложилась удивительная экранная судьба. Впервые «Собибор» был представлен в России в конце января на спецпоказе, посвященном Дню памяти жертв Холокоста. Международная премьера состоялась в Варшаве. Затем были показы в Госдуме, в российском посольстве в США, в Совете Европы, в ООН и мировых столицах. «Собибор» уже стал событием, выходящим за пределы только искусства. И все же в первую очередь это кино.

Первоначально его должен был снимать опытный режиссер Андрей Малюков («Мы из будущего», «Матч», «Григорий Р.»). Потом что-то пошло не так. И в какой-то момент Малюков стал художественным руководителем фильма, а место режиссера занял популярный актер Константин Хабенский, исполнитель главной роли. Можно только предполагать, каких сомнений стоило ему решение совмещать на съемочной площадке две профессии. Одно дело — сыграть очередную роль в своем богатом послужном списке. И другое — впервые в качестве постановщика взвалить на себя махину большого, высокобюджетного международного проекта, в котором десятки актеров из европейских стран разговаривают на площадке (а потом на экране) на разных языках. И весь этот разноязыкий вавилон надо привести к убедительному экранному результату.

И все это, заметим, без режиссерского образования и опыта и при острой нехватке времени на погружение в одну из самых трагичных в искусстве тем. Но Хабенский решил рискнуть. Возможно, подумал, что другой такой случай может и не представиться. А скорее всего, загорелся идеей фильма и азартным желанием сделать в искусстве то, чего не делал раньше. И в итоге, пусть и с оговорками, вышел из этой истории победителем.

«Подвиг, который мы забыли» — так звучит слоган фильма. «Собибор» рассказывает о восстании в нацистском лагере смерти, которое возглавил лейтенант Красной армии Александр Аронович Печерский. Тогда из Собибора по разработанному им плану должны были бежать все 550 человек. 130 из них на побег не решились, позже все до единого были уничтожены фашистами. А восставшие, убив 12 офицеров и завладев оружием, в финале фильма продрались через четыре ряда колючей проволоки, через кинжальный огонь автоматчиков, через минное поле и вырвались — кто на миг, а кто навсегда — на свободу...

При побеге погибли 80 человек. Еще 170 были позже пойманы фашистами и расстреляны. Спаслись и дожили до Победы 53 человека, в том числе и сам Печерский. Вместе с группой советских военнопленных он прорвался в Белоруссию (это уже за рамками фильма), влился в партизанский отряд имени Щорса. После освобождения Белоруссии Печерский, как побывавший в плену, был отправлен в штрафбат. В 1944-м получил в Прибалтике тяжелое ранение, встретил Победу инвалидом. После войны работал на низовых должностях, в 1951-м получил медаль «За боевые заслуги»...

События в Собиборе в нашей стране долго замалчивались. Попытка Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана увековечить подвиг Печерского и его товарищей в «Черной книге», рассказывающей о преступлениях нацистов против еврейского народа, окончилась крахом. Ее набор был уничтожен в 1947-м в ходе «борьбы с космополитизмом». Чудом сохранившуюся верстку обнаружили в 90-е, книга была издана только в 2015 году. Чуть ранее общественность Ростова-на-Дону, где до и после войны жил Печерский, обратилась к президенту с просьбой присвоить ему звание Героя России и включить рассказ об этом подвиге в школьную программу по истории. В Кремле призыв услышали, в 2016-м Печерский был награжден орденом Мужества. Увы, посмертно — Александр Аронович умер в 1990 году.

Фильм Хабенского не просто реконструирует события 75-летней давности. Он восстанавливает историческую справедливость, отдавая дань памяти скромному и мужественному человеку, благодаря которому восстание в Собиборе стало одной из самых ярких страниц в истории Второй мировой, символом сопротивления нацизму. Напомню: лагерь располагался в Польше, неподалеку от Люблина. Сюда со всей Европы свозили узников, главным образом евреев. Тех, кто покрепче и помоложе, отправляли на работы, остальных сразу отправляли в газовую камеру. С этих страшных кадров и начинается кино. Комендант лагеря (Кристофер Ламберт) откручивает газовый вентиль, в несколько минут отправляя на смерть сотни ни о чем не подозревающих людей:

Печерский к тому времени уже знал больше других. У него фронтовой опыт, воспоминания об окружении, страшном котле под Вязьмой. Потом был плен, попытка бегства и новый лагерь: В начале фильма мы видим его преисполненным внутренней боли. Он чувствует себя виновным за неудачный побег, за смерть поверивших ему людей. И вместе с тем мы ощущаем его готовность вновь рискнуть, а в случае неудачи — погибнуть, не дожидаясь мучительной смерти в неволе.

За полтора года фашисты уничтожили здесь 250 тысяч человек. Это был настоящий ад на земле, и в фильме этот ад показан во всей его немыслимой, запредельной жестокости. Одна из центральных сцен — пьяная вакханалия, переходящая в кровавую баню, которую устраивает лагерное начальство. Страшные, порой натуралистичные, бьющие по нервам кадры, равных которым по трагедийной экспрессии в нашем кино не было, пожалуй, со времен фильма «Иди и смотри».

Значит ли это, что «Собибор» можно поставить рядом с шедевром Элема Климова, с «Пианистом» Романа Полански, «Списком Шиндлера» Стивена Спилберга? Я бы не спешил с такими оценками. У «Собибора» наряду с несомненными достоинствами есть и недостатки. И главный из них — непроработанный сценарий, доставшийся, как я понимаю, Хабенскому в наследство, во многом бегло обрисованные персонажи. И если в изображении эсэсовцев я готов принять такой аскетизм — они в своей совокупности воплощают некое абсолютное, хотя порой и карикатурное зло, — то поверхностно изображенные соратники Печерского, пунктирно намеченные характеры вызывают сожаление об упущенных режиссером и фильмом возможностях. Особенно не удались в ленте женские образы, которые, видимо, были призваны «утеплить» этот суровый мужской фильм. Зрителю непонятно, откуда взялась в фильме девушка Люка, какие у них с Печерским отношения и зачем вообще в фильме эта клочковатая, невнятная линия.

Но, как бы там ни было, «Собибор» в итоге производит сильное эмоциональное впечатление. Да, это неровное, порой корявое, но при этом искреннее и честное кино. Напоминающее о том, что война — это всегда ад на земле. Это людские жизни, брошенные в топку жирно дымящихся печей. В эпоху, когда политики самозабвенно бряцают оружием, а обыватели в соцсетях или на задних стеклах «мерседесов» пишут о том, что «готовы повторить», фильм Хабенского служит наглядным и яростным предостережением от подобного рода исторического беспамятства.



Зачем Петр Порошенко ввел на Украине военное положение?