ПРИШЛА БЕДА - ОПЯТЬ СТРАДА

Тонна продовольственной пшеницы в конце прошлого месяца стоила у нас 3900-4200 рублей. То есть наши внутренние цены сравнялись с котировками Чикагской зерновой биржи, которая диктует мировые цены. Так дорог стал хлеб насущный из-за дефицита. Что, в общем, и понятно. Прошлогодний российский каравай был, как известно, скуден - менее 55 миллионов тонн, тогда как потребность страны в хлебе составляет минимум 70 миллионов. Теперь на элеваторы пошло зерно нового урожая. Избавит ли он нас от повышения цен на хлеб?

КОМБАЙНЫ ИДУТ ЗА КОРДОН
Руководитель департамента растениеводства Минсельхоза Сергей Саленков считает, что сбор зерна составит 69 миллионов тонн. Богаче прошлогоднего ожидается урожай продовольственной пшеницы, в большинстве регионов не "вставляет палки в колеса" погода. Если в прошлом году ко второй декаде июля хлеба были обмолочены на площади 1 миллион гектаров, в нынешнем - на 300 тысяч гектаров больше. Но вот с техникой ситуация тупиковая. Нагрузка на комбайн вдвое больше нормативной, они часто выходят из строя. По этой причине весомая часть урожая может быть потеряна прямо в поле.
Но где же техника? Глава департамента механизации Анатолий Шпилько приводит такую статистику. За первое полугодие с конвейера "Россельмаша" сошли 2300 комбайнов - в 2,7 раза больше, чем год назад. Но из них только четверть машин пошла на российское село, остальные раскупили заказчики в странах СНГ. Также и Красноярский комбайновый завод продал за кордон почти 2000 машин, а своему селянину - вдвое меньше. Так что тезис "Заграница нам поможет" уже неактуален. Это мы помогаем их хлеборобу в страдную пору. У нашего мужика на технику денег нет. На дворе страда, а постановление правительства РФ о дополнительных мерах по обеспечению уборки урожая до сих пор не подписано. Именно в этом документе предполагалось выделить аграрному сектору кредит на полтора миллиарда рублей для насущных нужд. Но нет визы - нет и денег.
МУЖИК ЖНЕТ - ПОСРЕДНИК ЖДЕТ
На днях объявлено о повышении с 1 августа на 26 процентов железнодорожных тарифов на грузовые перевозки. Конечно, транспортников вынудили это сделать свои обстоятельства. Российский зерновой союз забил по этому поводу отчаянную тревогу. Его руководитель Александр Юкиш заявил, что рост цен на зерно будет пропорционален росту железнодорожных тарифов, и призвал государство заняться протекционизмом в пользу сельхозпроизводителей. Хлеборобу от этих перепалок не холодно и не жарко. Цену на свою продукцию диктует не он, а посредник, поставляющий в село бензин или запчасти, скупающий и перепродающий зерно. Деревня без разговоров совершает унизительный натуробмен (ты мне дай трактор и солярку, а я с тобой завтра расплачусь урожаем). В себестоимости зерна доля производителя составляет от силы семь процентов. Посреднику достается все остальное. Так что даже если мы перегоним Америку по ценам на хлеб, то заниматься производством зерна в России все равно будет невыгодно.
Где выход? Требуется финансовое оздоровление предприятий АПК. На них висит долг более чем в сто миллиардов рублей. Этот балласт топит все попытки реформирования агропрома. Правительство обещает в конце июля рассмотреть новую концепцию развития села.
А пока не крестьяне, а региональные трейдеры назначили цену на кубанскую пшеницу нового урожая. Она сейчас там идет зачастую по 2700-2900 рублей за тонну. То есть в этом смысле от Америки поотстали. А что дальше? По прогнозу генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Елены Тюриной, в июле в среднем по России тонна продовольственного зерна будет стоить 3000 рублей. В августе - в пределах 3300. С октября цены пойдут в рост дальше, тонна зерна подорожает еще рублей на 300. Так что зимой они снова максимально приблизятся к мировым. Жаль, что хлебопашец опять на "бобах" останется.