НОВОСТИ ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВА

С партиями у нас и впрямь беда. Прав был президент, заметив в своем послании Федеральному Собранию: "России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом". Нельзя же, действительно, всерьез считать настоящей партией ЛДПР Жириновского, которой не станет на следующий день после ухода на покой ее лидера. Или "Единство", пока не озаботившееся выработкой программы или созданием действенных структур на местах. На сегодняшний день критериям партии - наличие сложившейся идеологии, устойчивой массовой базы, доходящей до самых низов оргструктуры, позиций в госаппарате различных уровней - отвечает, пожалуй, лишь одна организация: КПРФ Зюганова.

Прав был Владимир Путин и когда предложил, чтобы на следующих выборах президент выдвигался только от общественно-политических объединений. Действительно, нет ни одной демократической страны, где бы глава государства был беспартийным. Ведь считается, что избирать надо не столько конкретного человека, сколько политическую линию, программу, олицетворяемые определенной партией. Так что в обозримом будущем президент, если он захочет переизбираться на следующий срок, вынужден будет обрести партийную принадлежность.
Предложенный им новый законопроект о партиях (впрочем, новым его можно назвать весьма условно, его безуспешно пыталась принять Дума двух предыдущих созывов) еще ждет своего рассмотрения депутатами, а очередной тур партстроительства уже начался. В начале месяца все было готово для создания в стенах Кремлевского дворца Всегражданского христианского союза, который, однако, так и не собрался. Затем последовало заявление Бориса Березовского о намерении сформировать партию из губернаторов и депутатов Думы, недовольных реформами Путина в области федеративных отношений. А сегодня проходит учредительная конференция левоцентристской коалиции "Россия", лидером которой должен стать спикер Госдумы Геннадий Селезнев.
Основной особенностью нынешнего этапа партстроительства стала окутавшая его завеса таинственности. Если раньше при создании партий их организаторы на каждом углу трубили о своих целях, задачах, планах, составе участников, стараясь привлечь к себе максимальное внимание, то сейчас о замыслах "отцов-основателей" новых организаций можно судить только по сумме косвенных признаков и намекам.
Больше всего загадок с Всегражданским христианским союзом (ВХС). Учитывая, что в подготовке его создания были замечены представители власти и церкви, а на учредительном съезде ожидали присутствия президента России и Патриарха всея Руси, аналитики достаточно единодушно оценили эту инициативу как попытку Кремля организовать до сих пор не охваченную политикой массу прихожан. Или, наоборот, как шаг Русской православной церкви к созданию политической силы для отстаивания собственных интересов. По моему мнению, здесь могло быть встречное желание президентской администрации и РПЦ посотрудничать на политической ниве. Успешные опыты создания конфессиональных партий, становившихся правящими, имели место в ряде европейских стран (Италия, Германия) и вполне могли вдохновить российских политиков и иерархов церкви.
Но тем более удивительно, что делегатов со всей страны, съехавшихся на учредительный съезд ВХС, "по техническим причинам" просто не пустили в Кремль. Что-то произошло. Поползли слухи, будто съезд отменили из-за перегруженности графика Путина, не позволившей ему лично присутствовать на съезде, или из-за недовольства Патриарха Алексия II недостаточным представительством авторитетных фигур в составе организаторов партии. Представляется, что вопрос о причинах задержки с формированием ВХС носит более основательный характер. С одной стороны, согласно определению Архиерейского собора 1994 года, православная церковь не должна оказывать предпочтение какой-либо одной политической силе, дабы не противопоставлять себя остальным. Решение мудрое: паству опасно раскалывать по политическому признаку. С другой стороны, Кремлю вряд ли целесообразно тратить свой политический ресурс на создание еще одной авторитетной партии, которая может составить очевидную конкуренцию проправительственному же "Единству". Поэтому будущее "проекта ВХС" представляется туманным.
Столь же неопределенными выглядят и перспективы коалиции "Россия", инициаторами создания которой тоже дружно называют стратегов из президентской администрации.
Наконец, о "партии Березовского". Планы ее создания отражают прежде всего факт проседания политических позиций самого Бориса Абрамовича. К Путину он не допущен и вынужден общаться с помощью открытых писем, прежний "семейный круг" уже не всемогущ, да и не нуждается сильно в его услугах, расследование злоупотреблений в Аэрофлоте продолжается. Инициатива с новой партией позволяет Березовскому вновь обрести собственную политическую игру и укрепить переговорные позиции в отношениях с Кремлем, обретая влиятельных союзников в лице региональных лидеров. Кроме того, любая атака на лидера партии или его бизнес будет уже интерпретироваться как "политический наезд". Начинание Березовского могут поддержать отдельные независимые депутаты Думы и недовольные своим нынешним статусом "заднескамеечники" из центристских фракций. Но сами губернаторы, интересы которых собирается защищать новая партия, вряд ли в нее вступят, опасаясь гнева президента. В лучшем случае делегируют своих представителей. До статуса настоящей партии новообразованию Березовского очень далеко.
Так что очередной всплеск партстроительства вряд ли осчастливит страну новыми крупными партиями, о необходимости которых говорит Путин. Пока придется обходиться теми, что имеются в наличии.