БИРЮЛЬКИ ДЛЯ ВУНДЕРКИНДА

Общеизвестно: младенцам, начиная уже с трех месяцев, нужны ярко оформленные погремушки. Но все ли знают, почему? Дело в том, что они развивают зрительно-звуковое восприятие и моторную координацию. Кубики, пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки, каталки, неваляшки просто необходимы годовалому ребенку. Благодаря этим "методическим пособиям" у малыша улучшится координация движений рук, он научится сосредоточиваться на отдельном предмете. И, разумеется, будет познавать мир. Рассказывает директор психолого-медико - социального Центра Московского комитета образования (Юго- Восточный округ) Наталия ЯНКОВСКАЯ.

Когда ребенок подрастет, родители начнут дарить ему множество мягких игрушек и кукол - это так называемые "образные игрушки", они учат... испытывать эмоции. Или, выражаясь более наукообразно, "развивают эмоциональную сферу". Меховые, пластмассовые или резиновые зайки, мишки, тигры, жирафы, львы знакомят малыша с богатством окружающего мира, способствуют развитию речи (звукоподражанию).
С года и до трех лет уже можно покупать сюжетные игрушки, например машинки. Это поможет зарождению сюжетно-речевой игры и все тому же эмоциональному развитию. Начиная с трех лет, карапузам подойдет "строительный материал" - конструкторы, состоящие из крупных геометрических форм. Они очень полезны для развития наглядно-действенного мышления и созидательных навыков. Но, главное, конструкторы (так же, как пирамидки и матрешки) тренируют пальчики у наших сыновей и дочек. А ведь развитие мелкой моторики пальцев ведет к более интенсивному развитию... речи! Психологи и логопеды уже давно знают: чем проворней пальчики, тем лучше ребенок будет говорить.
Ребятам постарше обязательно нужно покупать настольные игры: лото, домино, разного рода мозаики. Они также развивают наглядно-действенное мышление, мелкую моторику пальцев да и вообще "тренируют" все психические процессы - память, воображение... Ближе к шести годам детям требуются усложненные сюжетные игрушки: для развития сюжетно-ролевой и режиссерской игры. По-прежнему необходимы конструкторы, но уже более мелких форм и различных конфигураций. Можно купить будущему школьнику пазлы, бирюльки, шнурки для нанизывания, штампы, трафареты... Все это пригодится для "тренировки" сенсорного восприятия, воображения, памяти, мышления, развития речи. Попробуйте научить сына или дочку игре в шашки, шахматы, нарды - это улучшит его логическое мышление. В этом же возрасте обязательно нужно приобретать обучающие специализированные игры, то есть азбуки в картинках или на магнитах, "веселый счет" и т.д.
Конечно, необходимы в доме и просто игрушки для забавы: заводные, механические, электронные. Они разовьют любопытство, смекалку, чувство юмора.
Важно помнить, что игрушки должны быть не только яркими и полезными, но и легко моющимися, герметичными, без острых углов - соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Краска на пластмассовых и резиновых игрушках должна быть прочной, несмываемой (дети достаточно долго тянут игрушки в рот, пробуют их на зубок). В краске не должно также содержаться вредных технических веществ: свинца, ртути, солей тяжелых металлов.
Фломастеры, карандаши и краски для рисования должны иметь разрешение Госсанэпиднадзора.
Сейчас во многих семьях есть домашние компьютеры. Разумеется, дети проявляют к ним интерес, рано начинают интересоваться электронными играми. Взрослым надо помнить: продолжительность занятий с использованием развивающих игровых программ для детей 5 лет не может превышать семи минут. А для детей 6 лет - десяти. Разрешать детям играть за компьютером можно не чаще двух раз в неделю. Совершенно недопустимо, если школьник младших классов и даже подросток будут играть в компьютерные игры за счет времени, отведенного для прогулки, сна, спортивных игр.
Хотелось бы напомнить еще и вот о чем. Детям просто необходимы коллективные игры во дворе, а не только настольные или компьютерные "забавы". Навыки самоконтроля, столь важные потом в школе, формируются в основном к пяти годам. В это время детям полезно осваивать так называемые "игры по правилам". Вспомните игры своего детства: "казаки-разбойники", "бояре, а мы к вам пришли", "вышибалы", "прятки", "классики", "салки"... Сейчас, к сожалению, эти забавы уходят в прошлое, а новые взамен не появляются. И очень жаль. Потому что именно взаимодействие с ровесниками, то есть коллективные действия с учетом определенных требований (правил), создает психологические предпосылки для успешной адаптации к школе.