"КЛИПЕР" ДЛЯ ЗВЕЗДНОГО ОКЕАНА

Пока "шаттлы" стоят на приколе, в подмосковном Королеве создаются многоразовый корабль "Клипер" и принципиально новая система доставки грузов "Паром". Новый космический корабль уже обретает реальные очертания в просторном цехе ракетно-космической корпорации "Энергия".

"Клипер" планируется запускать на орбиту вместо нынешних "Союзов", которые в 60-х годах прошлого века пришли на смену первым пилотируемым космическим аппаратам "Восток". Работы по созданию многоразового корабля третьего поколения начались еще четыре года назад. А на днях завершен важный этап работ - монтаж макета "Клипера".
- Для любого нового изделия это знаковое событие, - говорит заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", летчик-космонавт и дважды Герой Советского Союза Валерий РЮМИН. - Корабль будет существенно отличаться и от российских "Союзов", и от американских "шаттлов". Коллектив разработчиков под руководством заместителя генерального конструктора Николая Брюханова, использовав накопленный в космонавтике опыт, в том числе по созданию "Союзов" и "Бурана", а также оригинальные решения, добился очень хороших результатов.
Это очень перспективный проект. Вот основные характеристики российского многоразового корабля "Клипер": длина - 7 метров, масса - 14 тонн, экипаж - 6 человек, объем кабины - 20 кубометров. С орбиты можно возвращать 500 килограммов полезного груза. В космос корабль будет выводиться или новой ракетой "Онега", или (если ее не успеют довести) уже апробированным "Зенитом". "Клипер" будет иметь возможность совершать при спуске маневр и приземляться на мощных парашютах в России (а не в Казахстане, как нынешние "Союзы"). Уникальную кабину планируется отправлять в космос много раз. При соответствующем финансировании (а я надеюсь, что средства на строительство "Клипера" будут выделены отдельной строкой в государственном бюджете) первый испытательный полет может уже произойти через пять лет...
Валерий Рюмин особо отметил, что в передней носовой части "Клипера" установят (как и на "Союзе") двигатели системы аварийного спасения (САС). Таким образом обеспечивается безопасность экипажа в случае возникновения любых ЧП и на старте, и на всех участках выведения корабля в космос. "Шаттлы", к слову, не имеют такой системы, из-за ее отсутствия не удалось спастись семерым астронавтам при взрыве во время взлета многоразового "челнока" "Челленджер".
Российский "Клипер" может использоваться не только для полетов на Международную космическую станцию (МКС), но и при реализации пилотируемого марсианского проекта. Межпланетный гигантский корабль придется собирать на околоземной орбите. "Клипер" сначала будет доставлять к нему грузовые контейнеры, "перехватывая" их на низкой орбите (эксплуатация в качестве такого космического буксира предусмотрена и для снабжения МКС, это позволит экономить немалые средства). А затем на том же "Клипере" в звездолет прибудут 6 участников международной марсианской экспедиции.
"Мы будем представлять проект "Клипер" специалистам других стран, занимающимся пилотируемой космонавтикой, - заявил недавно глава Федерального космического агентства (ФКА) Анатолий Перминов. - К участию в этом проекте, я считаю, можно привлечь много государств".