ВИКТОР КИРЬЯНОВ: КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОБОРЫ БЫЛИ НЕВЫГОДНЫ НА ДОРОГАХ

Начальник Главного управления ГИБДД МВД России генерал-лейтенант милиции Виктор Николаевич Кирьянов на "Прямой линии" ответил на вопросы читателей "Труда". Судя по многочисленным звонкам, вопросов к Госавтоинспекции накопилось немало. Это и недовольство непомерным бременем страховых налогов по автогражданке, произвол сотрудников ДПС, откровенно не чурающихся поборов, действия ГАИ по розыску угнанных машин, неудовлетворительное состояние дорог, лихачество водителей - причина многих дорожно-транспортных происшествий и т.д. Многие звонившие говорили о том, что введение ОСАГО не только ударило по кошелькам автовладельцев, но и негативно сказалось на безопасности движения.

- Ситуация на дорогах оставляет желать лучшего, - согласился Виктор Николаевич Кирьянов. - Закон об ОСАГО требует серьезных доработок как по тарифам страхового полиса, так и взаимоотношениям между участниками ДТП и страховых компаний. Совсем недавно именно об этом шел разговор на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Если коротко, закон об ОСАГО должен работать так: произошло ДТП без пострадавших, то его участники просто обмениваются визитками страховых компаний и разъезжаются, не создавая пробок, не дожидаясь сотрудников ГАИ. Пусть страховые компании разбираются по всему спектру вопросов возмещения ущерба.
- Вас беспокоят из Назрани, семья Талкиевых. Скажите, какие меры надо предпринять, чтобы посты ГАИ стали настоящим заслоном для террористов, бандформирований ?
- Считаю, что на контрольных постах милиции должны работать профессионалы из миграционной, паспортно-визовой службы, криминальной милиции, психологи, необходимо также соответствующее материально-техническое обеспечение. Сегодня же инспектор ГАИ на этом "горячем" посту по существу один.
- Юрий Третьяков, Москва. Иногда из-за занятости, плохого самочувствия приходится передавать руль людям, которые не вписаны в страховку. За это положен крупный штраф. Почему я не могу свободно распоряжаться своей собственностью?
- В связи с тем, что автомобиль не только вещь, находящаяся в собственности человека, но и источник повышенной опасности, пользование и распоряжение им регламентированы более детально. Приобретая автомобиль или получая его в хозяйственное ведение, оперативное управление и т.д., автовладелец берет на себя и определенные обязанности. Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что вы обязаны застраховать риск гражданской ответственности за вред, причиненный вами в результате использования транспортного средства. Лицо, не указанное в страховом полисе (за исключением определенных случаев), не может быть допущено к управлению транспортом.
- Здравствуйте, товарищ генерал-лейтенант! Вас приветствует Чернов Сергей из Курска. Замечательно, что "Труд" пригласил вас пообщаться с народом. У меня к вам три вопроса. Во-первых, почему при постановке автомобиля на учет мы вынуждены бегать в поисках криминалистов? Во-вторых, почему при проверке машины на угон вводят четыре цифры номера, а не все, как сказано в 59-м приказе и в программе поиска угнанных автомобилей. В-третьих, при регистрации не сразу выдают ПТС, а только после проверки, которая занимает три месяца. На каком основании?
- По первому вопросу. К сожалению, в настоящее время в некоторых регионах ощущается нехватка криминалистов соответствующей квалификации, поэтому пока невозможно организовать экспертизу непосредственно при совершении регистрации. По второму вопросу. Ввод только последних знаков маркировочных обозначений транспортных средств при проверке по соответствующим базам данных осуществляется исключительно для ускорения рабочего процесса. При этом в любом случае оцениваются все совпадения, и решения принимаются только с учетом полного номера VIN, кузова, двигателя, года выпуска, модели и т.д. А что касается необоснованной задержки с выдачей ПТС при регистрации транспорта, то это действительно нарушение требований нормативных правовых актов.
- Добрый день, это Юрий Шеболтаев из Рубцовска Алтайского края. Когда сотрудники ГАИ передали в налоговую службу списки для начисления транспортного налога, выяснилось, что машина, проданная мною по доверенности еще четыре года назад, так и числится за мной. Как мне быть, ведь если что случится, придут ко мне, т.к. я (по мнению ГАИ) последний владелец машины. В такой же ситуации оказались многие мои знакомые.
- Для уточнения того, стоит ли ваш автомобиль на учете, вы можете обратиться в подразделение ГАИ, где он был зарегистрирован. Со своей стороны они передают в налоговые органы сведения о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, а также о снятии транспортных средств с учета. Но здесь очевиден сбой в работе налоговиков. А вообще, на мой взгляд, подобные доверенности изжили себя. Во всем мире существует такая практика: отдал страховой полис - и уже ясно, что ты кому-то доверил машину. Тем более сейчас, когда мы собираемся внедрять современную фото-, видеотехнику, контролирующую движение: например, те же роботы-радары, о которых многие наслышаны. Аппаратура фиксирует нарушение, но определить, кто именно сидел за рулем в момент нарушения, она не может! Надо искать нарушителя, а попробуйте его найти с нашей системой доверенностей. За рубежом с этим нет проблем: там штраф выписывают непосредственно владельцу автомобиля. У нас же такая практика законом запрещена, поскольку существует понятие презумпции невиновности. Словом, надо этот вопрос решать на законодательном уровне.
- Доброго вам здоровья, Виктор Николаевич! Вас беспокоит из Новосибирска Дмитрий Мальцев. В связи с принятием нового КоАПа ужесточены штрафы. Как вы лично относитесь к этим полицейским мерам? Не кажется ли вам, что штрафы приведут к росту поборов на дорогах?
- В прошлом году на российских дорогах в дорожно-транспортных происшествиях погибло около 36 тысяч человек, почти 250 тысяч получили ранения. Порядка 80 процентов ДТП совершено из-за нарушений правил дорожного движения водителями. Поэтому вы и сами должны понять, насколько своевременно увеличение размера карательных санкций за те или иные нарушения безопасности дорожного движения.
На одном из "круглых столов" композитор Александр Журбин привел пример из личного водительского опыта. Причина отсутствия большого количества нарушений на Западе проста - деньги, сказал он. Когда в США его за превышение скорости впервые оштрафовали на 60 долларов, он решил - ерунда, можно и дальше нарушать. Но, как оказалось, дело было не только в этом штрафе. На следующий год его страховка увеличилась на 1200 долларов, а при повторном нарушении - на 2000. Таким образом он стал законопослушным водителем.
Урок хороший, хотя одни штрафы - не панацея от всех бед: нужен комплексный подход в борьбе с нарушителями ПДД, в установлении порядка на дорогах страны. Для меня очевидно также, что следует с большей отдачей использовать научные разработки при организации дорожного движения, возводить современные дороги, развязки... Безопасность дорожного движения должна решаться на общегосударственном уровне, и тут без жестких законов не обойтись.
Что касается вашей озабоченности поборами, которыми страдают некоторые наши "коллеги", скажу: ведется очень жесткая борьба с "оборотнями". Контрольно-профилактические отделы, которые созданы во всех регионах, много делают для чистоты наших рядов. Но в то же время всем нам надо подумать и сделать так, чтобы брать взятки было невыгодно. Инспектор ГАИ поставлен на защиту интересов государства, а сам при этом не защищен этим государством: не решаются самые болевые вопросы - материальные, социальные. Отсюда многие беды. Но не стоит думать, что я оправдываю мздоимцев. Повторяю, идет чистка, жесткая, бескомпромиссная.
- Меня зовут Виктор, звоню из Лениногорска. На каком основании в Татарии сотрудники ГАИ при регистрации автомобиля требуют свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН)?
- Перечень документов, предоставляемых при совершении регистрационных действий и установленных платежей, определен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России от 27 января 2003 года. Требовать какие-либо иные документы неправомерно, и это может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Но, судя по вашему вопросу, здесь очевидно самоуправство работников Госавтоинспекции. Я поручу разобраться.
- Виктор Николаевич, вас беспокоит москвич Владимир Андропов. На пересечении улиц Артамонова и Давыдковской, где интенсивное движение, поставили светофор, но уже сколько времени он не работает. А ведь тут уже несколько раз случались серьезные аварии, наезды на пешеходов.
- Не вешайте трубку, я сейчас свяжусь с начальником отдела организации дорожного движения Москвы и выясню, в чем тут проблема. (Звонит по сотовому, переговаривается.) Уважаемый товарищ Андропов, как мне сейчас сказали, светофор будет включен буквально на днях.
- Виктор Николаевич, у нас в Краснодарском крае при обмене водительских прав заставляют сдавать экзамены, ссылаясь на какой-то новый закон, принятый Госдумой. Так ли это? Спасибо, Николай Ветров.
- Вас вводят в заблуждение. Никаких экзаменов не следует сдавать.
- Насколько мне известно, вы родом из Тихвина Ленинградской области, не с этим ли связано, что ваша служба патрулировала провоз Тихвинской иконы Божьей Матери? Вы - верующий человек? Татьяна Логинова, Чебоксары.
- Да, действительно, сопровождение Тихвинской иконы Божьей Матери осуществляли патрульные машины Госавтоинспекции. А вот на вторую часть вопроса позвольте не ответить.
- Товарищ генерал-лейтенант, как вы относитесь к анекдотам про гаишников? Денис Колосицын, Кемерово.
- Ни анекдотов, ни статуэток гаишников с вывернутыми карманами, протянутыми руками - не люблю. Пора эти стереотипы ломать.
НЕ ПРОСТО ЦИФРЫ
Большинству россиян (74%) за последний год не приходилось иметь дело с сотрудниками ГАИ. Тем не менее у 75% из 1500 опрошенных социологами из фонда "Общественное мнение" есть свое мнение о работе автоинспекции: 34% респондентов полагают, что она справляется со своими обязанностями плохо, 32% - удовлетворительно и лишь 10% говорят, что эта служба работает хорошо.