08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОНЧЕН БАЛ, ПОГАСЛИ СВЕЧИ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 15 Июля 2004г.
Вместе с июнем ушел и очередной телевизионный сезон. Их на моей памяти было немало. И всякий раз, радуясь или сокрушаясь по поводу итогов телегода, я не только искал - и обнаруживал! - достоинства и недостатки прошедшего, но и строил прогнозы. Они нередко сбывались, иногда нет, но всякий раз это были ожидания дальнейшего развития телевизионного творчества в разных его видах и жанрах.

Но вот наступила, видимо, пора, когда надо вообще прекращать разговоры о творчестве в эфире. Александр Роднянский, гендиректор ставшего в последнее время весьма "смотрибельным" дециметрового канала СТС, на прошлой неделе названный влиятельным еженедельником "самым успешным топ-менеджером российского ТВ", без обиняков ответил на этот вопрос. Исходя из того, что, по его словам, "телевидение общественно-политическое и информационное не так популярно, как несколько лет назад, сегодня все (?!) каналы так или иначе сдвигаются в сторону так называемого развлекательного формата".
Снисходительно признавая, что двигаться в этом направлении все будут по-разному, менеджер, опьяненный успехами минувшего сезона, предрек, что недалек тот день, когда телеканалы не станут, подобно нынешним, "разбирать "дело ЮКОСа" или подробности инаугурации президента".
Пока что эти и подобные темы присутствуют в ТВ-эфире, хотя в минувшем сезоне они были потеснены. Трудно понять, почему в пору, когда в стране проходили главные выборы четырехлетия - парламентские и президентские, - политическая тематика стала звучать не так ярко, как прежде. Я, признаться, объясняю это не тем, что публика вдруг ощутила в себе непреодолимую склонность к развлечениям и дружно деполитизировалась. Просто каналы, за редким исключением, не озаботились поиском свежих творческих решений в подаче тех же предвыборных дебатов.
Но в целом, конечно, телевизионная публицистика, еще недавно признанная царица эфира, в завершившемся сезоне откровенно сдавала свои позиции. Все помнят, как еще два-три года назад последовательно и энергично развивал канал "Россия" журналистские расследования острейших тем. Теперь же на первый план вышли гораздо более "спокойные" передачи, выглядящие скорее хроникальными, нежели публицистическими. Да и в них в последнее время непременным "манком" для публики становятся разного рода сомнительные сенсации, граничащие с подглядыванием в замочную скважину за известными персонажами.
На примере минувшего сезона обнаружилось еще одно, прежде незаметное, свойство тележурналистики. Она стала стремительно терять свою действенность. Если в былую пору выступление ТВ по какой-либо проблеме означало практически ее ускоренное решение, то теперь общественные пороки обрели "телегеничность": представленные на экране, они не только не исчезают, а, напротив, будто обретают дополнительную жизнестойкость.
Еще сложнее в только что завершившемся телевизионном году оказалась судьба просветительских программ. Вместе с вещанием для детей, которое фактически покинуло домашние экраны, они становятся редкостью в сетке. Если прежде считалось, что ТВ держится на "трех китах" - информация, развлечение и просвещение, - то теперь мы одного из этой троицы практически потеряли.
Зато "второй кит" - развлекательное ТВ - вырос до таких размеров, что, кажется, способен расположиться в эфире в одиночестве. Два основных жанра телеразвлечений - сериал и эстрада. Каждый из них сделал в минувшем сезоне крупный шаг вперед, - не столько в художественном качестве, сколько в количестве занимаемого на экранах места. Отечественных сериалов, которые еще не так давно были в явном меньшинстве в телевизионном репертуаре, стало нынче столько, что некоторые из них месяцами "стоят в очереди" за эфирной премьерой. Соперничество, проходившее прежде с латиноамериканской и европейской продукцией, забыто: теперь даже лучшие сериалы США проигрывают нашим в рейтинге.
Его Величество Рейтинг стал в минувшем сезоне безраздельным хозяином в формировании сетки вещания, откровенно определяя предпочтения и эфирную стратегию. Уже упомянутый гендиректор-менеджер не скрывает этого. "Для нас рейтинги, - говорит он в том же интервью, - не элемент спортивного соревнования, а инструмент коммерческого позиционирования, валюта, принятая на рекламном рынке. Мы всегда на стороне рекламодателей". А мы-то думали - на стороне телезрителей.
В минувшую пятницу в "Дате" известный музыкальный продюсер довел высказанную здесь мысль до логического конца. На интеллигентские причитания ведущего и звонки зрителей в прямой эфир по поводу убожества нынешней телевизионной попсы тот спокойно ответил: зря вы оцениваете ее по законам искусства. Она - часть шоу-бизнеса, мало чем отличающаяся от других форм предпринимательства, например, пивной индустрии...
Комментарии тут вряд ли нужны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников