НАРИСУЙ СЕБЕ ДОМ

"Не успеваем принимать детей", - признаются работники единственного в Ярославле муниципального приюта для малолетних бродяжек.

До недавних пор ситуацию с беспризорностью в городе регулировали просто. Милиция ловила юных беглецов, доставляла в приемник-распределитель, оттуда - по месту прописки. Опухшие от пьянства папы и мамы уверяли, что впредь будут заботиться о ребенке. Но едва за инспектором отдела по делам несовершеннолетних закрывалась дверь, мстительно лупили отпрыска. И тот снова ударялся в бега. Когда непутевых родителей лишали прав, ребенка оформляли в один из четырех муниципальных детских домов. Но они не безразмерные - мест на всех не хватало. А детей, ночующих в подвалах и на лестничных клетках, становилось все больше. Тогда в мэрии города решили создать центр "Приют" для временного пребывания мальчишек и девчонок. Под него заняли один из пустующих детсадов, который плотно заселили ребята в возрасте от 3 до 18 лет.
- Нажили мы кучу неприятностей, - вспоминает начальник управления образования мэрии Ярославля Александр Прямицын. - Дошло до разбирательства с прокуратурой по поводу "нецелевого расходования средств". В бюджете не было заложено финансирование приюта, но не оставлять же детей голодными? Хорошо, что в это время Ярославль посетила Валентина Матвиенко, тогда курировавшая в правительстве "социальный блок". Она осмотрела опальный центр и заявила, что именно так надо бороться с беспризорностью. После этого все претензии к нам сразу исчезли - наоборот, подобные учреждения стали создавать и в других городах.
По словам руководителя центра Людмилы Зиновьевой, ребята попадают сюда не только с улиц родного Ярославля, но и из соседней Вологодской области, а недавно курс реабилитации проходили беглецы с Украины. Новички сначала оказываются в карантине - примерно месяц они живут отдельно от других воспитанников. Когда ребенок подлечится и акклиматизируется, его переводят в общий блок. Стул, тумбочка, две кровати - вся обстановка комнаты на двух человек. Однако дети и этому рады.
- До сих пор помним одного мальчика, у которого мать и отца лишили родительских прав, - рассказывает воспитательница. - Он долго не мог поверить, что кроватка с чистым бельем приготовлена для него. Стоял рядом, гладил руками подушку. Можно себе представить, на чем он спал дома...
Здесь все дети начинают рисовать. Воспитатели говорят, что для восстановления психики это даже эффективнее, чем занятия с психологом. Бывает, что забитые и замкнутые ребята, сев за акварель или аппликации, буквально через несколько дней полностью приходят в себя. Причем меняются и сами рисунки. Если сначала доминируют мрачные, однотонные тона, то постепенно краски становятся все ярче. Потом ребячьи работы развешиваются по стенам комнат и коридоров, а лучшие даже отправляются на городские выставки. Дома-то у многих ни карандашей, ни красок не было.
Серьезнейшая проблема - детская наркомания. Беспризорников приобщает к ним улица. Сначала они нюхают бензин и клей, а повзрослев, находят "соломку" - анашу. Некоторые получают ее, подрабатывая курьерами у взрослых наркодилеров. Для борьбы с этой бедой на базе приюта скоро откроется отделение для реабилитации беспризорников-наркоманов. Уже закуплено оборудование на 3 миллиона рублей.
Конечно, один-единственный "Приют" не может в корне изменить ситуацию с малолетними бродяжками: бывший детсад рассчитан на одновременное пребывание 40 человек, а в Ярославле официально на учете состоят свыше 1170 "проблемных" детей, оставшихся без попечения родителей. В действительности же их раза в три больше. Но если хотя бы часть брошенных вернется к нормальной жизни, уже хорошо. Жаль, в приюте сроки пребывания ограничены, а дом зачастую встречает ребят с прежней жестокостью.