05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГАЗПРОМ ОТКРЫЛ АМЕРИКУ

Ястребцов Геннадий
Опубликовано 01:01 15 Июля 2005г.
Если по запасам нефти наша страна не самая богатая и существенно уступает признанным грандам - Саудовской Аравии, Ираку, Объединенным Арабским Эмиратам и Кувейту, то по запасам природного газа Россия, безусловно, ведущая держава.

Доля крупнейшей нашей компании Газпром в мировых запасах "голубого топлива" составляет 16 процентов. Для сравнения: запасы газа стран Ближнего Востока, где сосредоточена большая часть планетарных ресурсов этого ценного топливно-энергетического сырья, явно проигрывают Газпрому, по запасам он превосходит всю пятерку мировых лидеров, вместе взятых.
На недавнем общем собрании акционеров было объявлено об увеличении доли государства в уставном капитале Газпрома. Декларирована и стратегическая задача - стать глобальной энергетической компанией.
Глава Газпрома Алексей Миллер, назвав внушительные цифры добычи газа в 2004 году (545,1 миллиарда кубометров), в то же время констатировал, что в России до сих пор нет нормального рынка "голубого топлива". Преобладает убыточное для газовиков "социалистическое" его распределение. Зато прибыль, и весьма существенную, Газпром получает от экспортных операций. На долю российского газа приходится 26 процентов его потребления в Европе. Этот рынок был и остается основным, к 2010 году доставка сетевого газа (по трубопроводам) на континент значительно возрастет, в том числе по трассе Ямал - Европа и морским магистралям "Голубой поток" через Черное море и новому Северо-Европейскому газопроводу - через Балтику.
В то же время тянуть "трубу" становится невыгодным, если расстояние до потребителя слишком велико. А ведь газодобытчики с каждым годом уходят все дальше на "севера", в ямальскую тундру. На очереди шельф арктических морей. Взять из этих природных кладовых газ и нефть становится все труднее. Да и транспортировка из Заполярья представляется задачей весьма сложной.
Для выхода на новые перспективные рынки российские газовики намерены приступить к производству сжиженного природного газа (СПГ). Основной сырьевой базой для этого станет Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Специалисты считают, что, если расстояние между производителем и потребителем "голубого топлива" не менее четырех тысяч километров, его доставка в сжиженном виде обойдется дешевле, чем по трубопроводу.
Однако не все так просто. Да, в недрах Штокмана сосредоточено огромное богатство - 3,2 триллиона кубометров газа и около 31 миллиона тонн конденсата. Но освоить эту природную кладовую силами лишь одного Газпрома нереально. Такого мнения придерживается генеральный директор "Севморнефтегаза" Иван Чернов. Потребуются очень большие инвестиции. Только на первом этапе они составят примерно десять миллиардов долларов. Что и неудивительно. По сравнению с другим крупным шельфовым месторождением - Приразломным - осваивать Штокман будет гораздо труднее, ибо расположен он дальше от берега, в центральной впадине Баренцева моря, где зимой очень напряженная ледовая обстановка, а в другие сезоны часты штормы.
Тем не менее идет достаточно интенсивная работа по подготовке проекта СПГ. Основной предполагаемый покупатель - Соединенные Штаты. По словам Алексея Миллера, уже организованы тщательные маркетинговые исследования. Наиболее перспективными могут стать поставки СПГ через Атлантику на восточное побережье США. Прорабатываются также возможности мексиканского и канадского направлений.
- Рассматривая ситуацию в плане спроса-предложения, мы выражаем уверенность, что наш газ будет представлен на североамериканском рынке в оптимальные сроки и по конкурентным ценам, - полагает заместитель председателя правления Газпрома, генеральный директор "Газэкспорта" Александр Медведев.
Установлены рабочие контакты со всеми ведущими нефтегазовыми компаниями, заинтересованными в проекте. Делегация Газпрома посетила США, где глава российского концерна Алексей Миллер встретился с министром энергетики Самуэлем Бодманом и министром торговли Карлосом Гутиерресом, а в Москве с руководителями Газпрома вел переговоры президент американской компании Sempra Energy Дональд Фельзингер. Стороны, в частности, договорились о том, что американцы рассмотрят возможность использования своих терминалов для приема сжиженного газа из России.
Вопрос в том, какими транспортными средствами российский продукт будет доставляться за океан. Пока предполагается такая схема: наш обычный сетевой газ будет обмениваться в Европе с деловыми партнерами на сжиженный, который и направится с их помощью в США. А после 2010 года, как у нас надеются, наступит время прямых российских поставок на американский континент.
Но к тому времени в России должен уже быть либо взятый во фрахт, либо свой собственный флот танкеров-газовозов. Его пока нет, как нет и мощностей по производству сжиженного газа.
- Так уж сложилось, что наша страна, пожалуй, единственная среди экспортеров "голубого топлива", которая не имеет собственного флота газовозов, - поясняет советник руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Валерий Григорьев. - Последние два таких танкера были проданы "Совкомфлотом" еще в 1991 году. Свой флот судов-газовозов создать очень непросто. Дело это требует и времени, и больших средств. Достаточно сказать, что стоимость нового газовоза варьируется в пределах 170-200 миллионов долларов...
В Газпроме на сей счет полны оптимизма, полагая, что средства для создания мощностей по выпуску СПГ и его доставки непременно найдутся. Здесь, кстати, рассчитывают не только на инвестиции иностранных партнеров, но и на содействие в этом деле Военно-морского флота. Во всяком случае, зампред правления Газпрома Александр Ананенков и главком флота адмирал Владимир Куроедов провели специальное совещание совместной рабочей группы, где среди других вопросов обсудили возможность транспортировки сжиженного газа с использованием судов и инфраструктуры ВМФ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников