СМЕРТНИКИ - БРИТАНСКИЕ ГРАЖДАНЕ

Скотленд-Ярд совершил прорыв в расследовании взрывов на лондонском общественном транспорте. Уже известно, что во всех 4 случаях исполнителями терактов были взрывники-смертники. Известны их имена и фамилии, места, где они жили, какое взрывное вещество использовали. Известна и последовательность событий этого рокового утра.

Четверо молодых людей (троим из них было между 19 и 22 годами; самому старшему - 30) пакистанского происхождения приехали в Лондон из города Лидса, столицы графства Западный Йоркшир. За плечами у них были рюкзаки со взрывчаткой. На вокзале Кингс-кросс трое из них сели в поезда подземки, а один - в 30-й автобус. Через несколько минут прогремели взрывы, унесшие жизни как минимум 52 мирных лондонцев.
Полиция выяснила, что все четверо в последние два года всерьез увлекались экстремистскими исламскими идеями. Некоторые ездили учиться в Пакистан и даже в Афганистан.
Сейчас Скотленд-Ярд направляет все силы на то, чтобы найти пособников этого страшного преступления. По мнению экспертов, четверо самоубийц никак не могли быть единственными исполнителями теракта. Где-то скрываются те, кто спланировал атаку, добыл и доставил бомбы, обучил "йоркширскую четверку" с ними обращаться. Кроме того, была, по-видимому, и специальная "идеологическая группа", то есть люди, вдохновившие их на самоубийство и затем постоянно поддерживавшие будущих камикадзе в этом психологическом состоянии.
В общей сложности, как считают специалисты по антитеррористическим операциям, эта "группа поддержки" могла состоять из 6 - 10 человек. Вполне возможно, что главные руководители терактов покинули Великобританию еще накануне 7 июля. Но кто-то должен был оставаться до последней минуты.
В среду полиция заговорила о пятом террористе, которого вроде бы запечатлела одна из камер внешнего наблюдения на вокзале в Лутоне, маленьком городке в 30 милях на север от Лондона, где смертники соединились, и откуда они начали свое последнее путешествие в столицу.
Отныне все дальнейшие действия полиции пойдут по двум направлениям: поиск пособников внутри Великобритании и вне ее. Но втором "направлении" британским сыщикам должны будут крепко помочь их европейские, американские и пакистанские коллеги.
Тем временем у британских политиков свои заботы. Надо вывести страну из шока, который случился после того как стало известно, что все смертники родились и выросли на Британских островах. Что и говорить, удар по национальному самолюбию оказался исключительно сильным. Внешний враг - это понятно. Но как могли мальчики, ходившие в английские школы, изучавшие историю страны, игравшие в регби и крикет, поднять руку на своих ни в чем не повинных соотечественников? Газета "Гардиан" назвала такой исход расследования "самым кошмарным сценарием: смертники - британские граждане"!
Первая реакция премьер-министра: выступая перед членами парламента, Тони Блэр заявил, что в ближайшее время министры начнут консультации по новым антитеррористическим законам. Приоритет в них, по словам Блэра, будет отдан мерам по борьбе с подстрекательством к терроризму. Блэр подчеркнул, что взрывы в Лондоне - это не единичный акт, а идеология зла, которая коренится в извращении ислама. По его словам, бороться с ней и одержать над ней победу могут только сами мусульмане.
Но "в мусульманской среде существует "нервозное нежелание" признания того, что экстремизм существует во многом по тем же резонам, по которым многие белые не в состоянии признать существование расизма, - считает Шахид Малик, депутат британского парламента от лейбористской партии, - мы должны посмотреть внутри мусульманской общины и понять, что в ней есть экстремизм... Мы не достаточно делаем для того, чтобы с этим бороться". Малик говорит, что у некоторых мусульман есть ощущение двойных стандартов и несправедливости, особенно в том, что касается внешней политики, имеющей отношение к палестинцам.
"Мы должны понимать, что в мусульманских общинах, особенно тех, что находятся на севере Англии, далеко не все благополучно, - заявляет руководитель движения "Мусульмане за демократию" Массадир Ахмед, - среди представителей старшего поколения много неграмотных и отсталых людей, а среди молодежи высок процент безработицы. Поэтому некоторые впечатлительные ребята становятся легкой добычей экстремистских проповедников. Их озлобленность надо направить в созидательное русло. Для этого необходимо, чтобы мусульмане осуждали экстремизм, но чтобы и другие общины и правительство помогли молодым мусульманам включиться в жизнь британского общества".
Задача эта очень непростая. Если британские камикадзе - это не единичный случай (а по мнению бывшего главы Скотленд-Ярда сэра Джона Стивенса, потенциальных бомбистов-самоубийц в стране около трех тысяч), то способность британского общества противостоять им подвергнется в ближайшие годы жесточайшей проверке.
Со времени взрывов прошла всего неделя, а количество вопросов, которые они поставили перед властями и обществом, с каждым днем увеличивается.
После терактов в Лондоне Франция ввела проверку документов на своих границах с соседями по Европейскому союзу. Пограничный контроль предусматривается одной из статей Шенгенского соглашения 1985 года, предусматривающего безвизовое сообщение между странами Евросоюза, которое изначально подписали Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Франция, а затем к нему присоединились и другие члены ЕС.
По словам министра внутренних дел Франции Николя Саркози, он принял это решение после встречи со своими европейскими коллегами, прошедшей в среду в Брюсселе.
"Если мы не станем ужесточать пограничный контроль в то время, когда в Лондоне погибло около 50 человек, тогда я не знаю, когда это следует делать", - отметил он.