Думцев по осени считают: непереизбранных депутатов ждут «золотые парашюты»

Путин подписал закон о переносе выборов в Госдуму на осень. Однако неприкосновенность и жалованье депутаты, независимо от переизбрания, сохранят до 4 декабря 

Президент России Владимир Путин подписал закон о переносе выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2016 года. Соответствующее сообщение было размещено на сайте администрации президента.

Закон был принят Госдумой 3 июля. Против него проголосовали депутаты КПРФ, а поддержали «Единая Россия», справороссы и ЛДПР. 8 июля документ единогласно одобрили члены Совета Федерации.

Принятию законопроекта предшествовал запрос депутатов в Конституционный суд. Парламентарии просили подтвердить, что документ не будет противоречить основному закону страны.

Судьи КС пришли к мнению, что сокращение срока полномочий депутатов текущего созыва не противоречит Конституции, если оно будет проведено как экстраординарная мера, не станет применяться регулярно и непрерывность работы законодательного органа будет сохранена. Также в КС отметили, что закон должен быть принят заблаговременно, чтобы обеспечить конкурентность выборов.

Щедрые гарантии

Принятый закон предусматривает значительные компенсации действующим депутатам, которые не будут переизбраны в сентябре 2016 года. «Им выплачиваются ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и единовременное денежное пособие в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата Госдумы, а также сохраняются условия обязательного государственного страхования, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, медицинского, бытового и пенсионного обеспечения, право и условия пользования служебным жилым помещением в городе Москве, гарантии трудовых прав», – поясняется в тексте документа.

Кроме того, депутатам, проигравшим сентябрьские выборы, будет сохранена неприкосновенность до 4 декабря – дня, когда по старым правилам должны были начаться выборы.

Согласно расчетам, проведенным в рамках финансово-экономического обоснования законопроекта, содержание каждого неизбранного депутата обойдется налогоплательщикам в полтора миллиона рублей, а реализация всего проекта будет стоить государству более 713 миллионов.

Расходы на «утешение» неудачливых парламентариев показались чересчур большими не только обозревателям, но и некоторым политикам. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала депутатов отказаться от «золотых парашютов». В свою очередь лидер фракции ЕР Владимир Васильев заявлял, что единороссы намерены отказаться от компенсаций.

Впрочем, в итоге каждый депутат, по-видимому, будет принимать такое решение сам. Предложения ЛДПР о том, чтобы исключить пункт о компенсациях неизбранным депутатам после первого чтения, Госдума не приняла. Председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин обосновал сохранение «золотых парашютов» тем, что прекращение любых трудовых отношений предполагает выплату компенсаций, а право отказаться от выплат у депутатов есть и сейчас.

Худой арифмометр

Единственной фракцией, последовательно и принципиально выступавшей против принятия закона, стала КПРФ. 29 мая лидер партии Геннадий Зюганов выступил с критикой инициативы. Он отметил, что перенос выборов в Госдуму на сентябрь приведет к невозможности нормальных дебатов и дискуссий, поскольку значительной части избирателей в разгар дачного сезона и отпусков будет просто не до выступлений политиков.

По мнению Зюганова, власти в очередной раз переписывают избирательное законодательство в своих интересах, лишая выборы соревнования программ, а общество – возможности их обсуждения.

Коммунисты выступили с альтернативными предложениями, однако поддержки у коллег не получили. В результате законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы без подписи представителей КПРФ.

Не менее жестко коммунисты раскритиковали обращение коллег за одобрением проекта в Конституционный суд. Во-первых, отметили юристы КПРФ, запрос касается однократного переноса выборов, тогда как в решении КС говорится об актах и нормах многократного применения. Во-вторых, по их мнению, оснований для обращения в КС вовсе не было, так как никакой неясности в 96-й статье Конституции нет, а следовательно, и толковать в ней судьям нечего.

«Пять лет — это 60 месяцев; если смотреть по дням, то это получается 1866 дней, — пояснил на пресс-конференции 15 июня Зюганов. — Любое другое объяснение Конституционного суда означает, что они спорят с арифметикой и с календарем».

Еще более жестко по этому поводу высказался секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов: по его словам, обращение в Конституционный суд было «попыткой сделать из КС худой арифмометр».

При этом коммунисты дали понять, что после того, как закон будет принят и ввступит в силу, они намерены обжаловать его и добиваться отмены все в том же Конституционном суде.