05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, ВАМ ВЗЛЕТ!"

Качаева Иоланта
Статья «"ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, ВАМ ВЗЛЕТ!"»
из номера 150 за 15 Августа 2000г.
Опубликовано 01:01 15 Августа 2000г.
Генерал-майор Александр Харчевский - начальник Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации имени Чкалова. Именно он вел знаменитый истребитель с Владимиром Путиным, когда тот накануне президентских выборов прилетел из Краснодара в Чечню.Несколько лет назад Александр Харчевский во время командировки в ЮАР в ходе учебных боев с тамошними асами выиграл 36 боев из 36. В пресс-службе ВВС о нем отозвались как о "летчике от Бога, который летает на всем, что может оторваться от земли".

- Очень не хочется говорить о проблемах боевой авиации, больная тема, - вздыхает собеседник. - Нам, пилотам, очень сложно, потому как все, что работает не на коммерцию, толком не финансируется. Может, поговорим о чем-то более приятном?
- Давайте вспомним о полете на Су-27 с Владимиром Путиным. Как вы расцениваете тот его не только не ординарный, но и, по-моему, довольно смелый поступок? Ни в Кремле, ни в предвыборном штабе, насколько знаю, ничего подобного не придумывали...
- Владимир Владимирович сел в истребитель без специальной подготовки и некоторое время даже управлял самолетом. На такое способен действительно далеко не каждый. До него на подобные полеты из первых лиц западных государств никто не решался. Наш президент действительно смелый человек.
- Не укачало вашего пассажира?
- Нет, все прошло хорошо, у него крепкое здоровье и хорошие физические данные.
- Почему выбор пал именно на Су-27? Это была своего рода реклама "сушки"?
- Ну что вы. Просто выбрали наиболее подходящий для перелета самолет.
- Какие меры предосторожности принимали? Тем более что начальник президентской охраны остался в Краснодаре, в то время как "охраняемый объект" улетел в Грозный...
- У меня этот перелет и правда был самым ответственным в жизни. Самолет вели сразу несколько радиолокационных станций, а в воздухе прикрывал второй Су-27, который в отличие от нашего шел с боевой нагрузкой. На всем протяжении перелета - в течение часа - был создан свободный воздушный коридор.
Конечно, самолет, в котором находился Владимир Путин, не должен был подвести. За его техническое состояние отвечал главный инженер авиацентра, "профессионал высочайшего класса полковник Захар Дмитрук. Проверяли боевую машину от топлива до смазки..."
- А летный комбинезон для Путина шили специальный?
- Нет, взяли со склада.
- А потом - обратно на склад?
- Подарили на память главе государства.
- Как прошел сам полет?
- Отлично. Шли на большой высоте - 12 тысяч метров со скоростью 1000 километров в час. Без эксцессов.
- О чем вы говорили с президентом в небе? Он о своих ощущениях рассказывал?
- Говорили о проблемах авиации. Своими ощущениями он поделился позже - во время встречи с доверенными лицами в Кремле накануне инаугурации. В небе как-то не до этого, а когда прилетели в Чечню, тоже некогда. В Кремле мы несколько минут побеседовали, и он сказал, что и самолет, и полет ему понравились.
- У вас на стене висит портрет президента с автографом. Подарок?
- Да, он мне его вручил вскоре после полета.
- Вы - доверенное лицо президента в Липецкой области. И именно на вашем истребителе и вместе с вами президент совершил этот эффектный перелет в Чечню. Не связываете ли в какой-то мере с этим надежды на возрождение авиации?
- Скажите мне, пожалуйста, откуда президент возьмет деньги, если в бюджете их нет? Я реалист и считаю, что без коренных преобразований в экономике ситуация и в боевой авиации не изменится.
- Сколько же необходимо военной авиации средств для нормального существования?
- Только на нужды ВВС должен бы уйти весь нынешний бюджет Минобороны. А это, как понимаете, нереально...
- Проблема дефицита летной практики у боевых летчиков принимает характер бедствия. И это общеизвестно. А как у вас в отряде?
- У нас тоже не сладко. Но называть какие-то цифры не хочу. Ведь мы работаем на ВВС России, и раскрывать детально свои сложности - значит показывать "лишние" цифры потенциальному противнику. Могу сказать одной фразой: "Спасайте российскую авиацию!"
- Как же существует самая боеспособная в России часть ВВС? Как вы летаете, если не хватает керосина?
- Нас поддерживают город, область. Выкручиваемся за счет высокого профессионализма наших летчиков, но с каждым годом все труднее. Каплю керосина я сегодня сравниваю с каплей крови. Обескровленному человеку нужен донор, в таком же положении оказалась сейчас боевая авиация.
- И при всем этом умудряетесь каким-то образом одерживать победы в учениях с иностранными летчиками, которые не знают, что такое перебои с горючим. Как же это удается? Может, западные авиаторы плохо подготовлены?
- О подготовке пилотов ЮАР нужно сказать особо. Она характеризуется высочайшим уровнем. По единодушной оценке наших летчиков, авиаторы из Южной Африки оказались прекрасно подготовленными. Они владеют практически всеми тактическими приемами ближнего и дальнего воздушного боя, в совершенстве знают, как выполнять противорадиолокационное и противоракетное маневрирование, в воздухе чувствуют себя как рыба в воде. В полете они теряют скорость до нуля, сваливаются, вновь разгоняются, используя все возможности самолета, но при этом не теряют из виду противника.
Конечно, проблем с керосином у них нет. Получают топлива столько, сколько требуется. Они летают практически каждый день. Словом, держатся в отличной форме.
- У вас в центре, наверное, есть и свои династии?
- Да. К сожалению, одна из них - с трагической судьбой. Служил у нас летчик майор Георгий Карабасов, ведомый. Летом 1992 года мы с ним вместе на самолетах Су-27УБ совершили перелет в США, на авиабазу Лэнгли. Здесь провели учебные воздушные бои с американскими асами, летавшими на истребителях F-15, и победили.
...Георгий разбился на Як-52 в 1993 году, а недавно, 9 июля, погибла его жена Галина. Она была инструктором на "Яках". Остались сиротами два сына. Один в этом году поехал поступать в Армавирский авиационный институт, хочет стать летчиком.
- А пополнение к вам приходит?
- Довольно слабо. Сказывается потерянный авторитет Вооруженных сил... Раньше в авиационных вузах конкурс был человек десять на место. А нынче - почти никакого.
- Когда я шла по территории центра, то видела, как в автобус садились летчики с чемоданами. В Чечню отправились?
- Нет, на обычные полеты. Наши не служат в "горячих точках".
- Историю центра связывают с подготовкой, еще до Великой Отечественной войны, немецких летчиков и даже Геринга...
- Да, они обучались здесь с 1923 года в течение десяти лет. Что касается Геринга, то достоверных данных о том, что он здесь был, нет.
- Говорят, что во время Великой Отечественной войны фашисты не сбрасывали на Липецк бомбы, памятуя о своих бывших подругах...
- Это не более чем легенда. Бомбы падали. Конечно, не так много, как в других городах. Но только потому, что здесь не проходила линия фронта, да и Липецк не был раньше областным центром.
У нас в центре проходили подготовку более 250 Героев Советского Союза, из них 14 человек дважды Герои. Кроме того, 14 космонавтов: Леонов, Шаталов, Береговой, Филипченко... Александр Руцкой служил в свое время заместителем начальника центра по летной подготовке. Хороший, кстати, летчик.
- Приезжают к вам теперь, к своим учителям?
- Да, конечно, недавно вот Леонов был.
- А собирается ли Владимир Путин в центр погостить?
- Ждем Владимира Владимировича в гости на наше традиционное авиашоу в этом месяце. Он обещал...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников