ЕСТЬ У НАС ЕЩЕ В ПОЛЬШЕ ДРУЗЬЯ

Стефан Наврут вот уже более четверти века отдает себя укреплению дружбы поляков с восточными соседями. Он возглавлял региональное отделение Общества польско-советской дружбы в Катовицах, а теперь бессменно руководит общепольской организацией общества, которое после трансформации десять лет назад получило название "Польша - Восток". Одновременно Наврут - председатель общества "Польша - Россия".

- У нас сейчас, конечно, не 4 миллиона членов, как было при социализме, а около 25 тысяч. Но в сегодняшней ситуации и это немало: не каждая политическая партия, даже имеющая свою фракцию в парламенте, может похвастаться такой численностью, тем более разветвленной сетью отделений во всех воеводствах, - говорит Стефан Наврут. - После перемен в 1989 году нас очень сильно критиковали как постсоветскую структуру, как ставленников Москвы, исчезла бюджетная поддержка, но мы выдержали. Переименовались, но не изменили своим целям, оставшись к тому же правопреемниками Общества польско-советской дружбы и сохранив за собой его имущество, в том числе прекрасное большое здание на улице Маршалковской, 155, в Варшаве, где мы с вами беседуем. Я бы сказал, что сейчас такое объединение, как "Польша - Восток", более необходимо, чем Общество польско-советской дружбы. Ибо нам приходится нейтрализовывать антироссийские настроения. Российская культура исчезла с экранов телевизоров, ушла с польской эстрады. Даже если изредка и приезжает интересный творческий коллектив из-за Буга, это известно узкому кругу лиц, телевидение и газеты такие события, как правило, игнорируют - пишут только о войне в Чечне, о мафии и криминале. И почти ничего - о культуре, науке в России. Иногда скажут о космосе, но в том духе, что станция "Мир" вот-вот развалится. Сплошной негатив. Одно из немногих изданий, которое позитивно пишет о Востоке, - это ежемесячник "Новые контрасты", который выпускается на средства нашего общества.
- Каким же образом можно противостоять такому накату?
- Хороший пример - прошлый пушкинский год, отмечал который весь мир. Если бы не наше общество, он остался бы в Польше, пожалуй, почти не замеченным. Мы создали комитет по празднованию 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина из 60 человек, возглавил его известный актер, профессор Войцех Семен. Мероприятия проводились под патронажем Иоланты Квасьневской, супруги президента Польши. Было роскошное торжество в Королевском дворце в Варшаве, приезжали артисты из Москвы и Санкт-Петербурга, состоялись общепольский конкурс диссертаций на пушкинские темы, состязание молодых поэтов, другие разнообразные акции, прошедшие по всей стране. Если бы не общепольская сеть общества, не было бы ежегодных конкурсов научных работ по восточной тематике, произведений поэзии и прозы, не было бы олимпиад русского языка для школьников.
- Насколько я знаю, сейчас русский язык в Польше не относится к числу престижных...
- В редких школах его изучают. И тем не менее олимпиады русского языка живы, нынче провели уже 31-ю, причем, заметьте, у них не было ни единого года перерыва. Когда-то в этих турнирах стартовало по 40 тысяч молодых людей, сейчас - 2300 школьников, но это больше, чем было в прошлом году (1700). Учтите, что прежде русский был обязательным, сейчас же в олимпиадах участвуют мальчики и девочки, которые не имеют возможности изучать его в школах, получают знания на курсах, в приватном порядке. Но интерес к русскому языку потихоньку возвращается. Молодому человеку, чтобы поступить в какую-то фирму, желательно знать, кроме английского, и русский, потому что, я убежден, лучшие торговые перспективы для польских предпринимателей - на Востоке.
К сожалению, мы сейчас не имеем возможности отправить победителей школьной олимпиады группой или хотя бы поодиночке в качестве поощрения отдохнуть в "Артеке". Или направить студентов на учебу или стажировку в Москву. Обучение для иностранцев там платное, и нашим призерам не делают исключения. Но мы не обделяем их денежными наградами, ценными призами. А работу победительницы прошлогоднего научного конкурса издали отдельной книгой.
- Когда-то в бывшем СССР училось много поляков. Участвуют ли они в работе общества "Польша - Восток"?
- В Польше насчитывается около 12 тысяч выпускников советских вузов. У них были нелегкие времена, после 1989 года многих уволили с госслужбы. Скажем, из МИДа "ушли" одним махом три десятка квалифицированных дипломатов.
Наше общество, которое в прежние годы шефствовало над выпускниками советских вузов, начало снова объединять их. Для этого при центральном правлении и в воеводствах созданы специальные комиссии. Делом их объединения занялся известный дипломат, бывший посол Польши в Москве Владимеж Наторф. Работа эта нелегкая, непростая, так как не каждый выпускник в сегодняшней Польше осмелится публично признаться, что учился "там". Но многие, работая в науке, в бизнесе, идут с нами и друг с другом на контакт, участвуют в "соседских беседах" с потенциальными партнерами с Востока. Мы способствуем таким встречам.
- Экономические отношения между Польшей и Россией хорошими не назовешь - тлеют, как затухший костер. И вместе с тем в среде польских бизнесменов не гаснет стремление активнее продвигаться на восточный рынок...
- Мы уже восемь лет издаем, и сделали это первыми в Польше, бюллетень "Право на Востоке", в котором собраны все нормы, регламентирующие хозяйственную деятельность в России, Украине, Белоруссии, Казахстане и Литве. Проводим семинары в воеводствах, которые называют "Прежде чем отправиться на Восток". В них участвуют торгпреды, а иногда и послы восточных соседей, специалисты. Дважды в год, весной и осенью, организуем в Варшаве, здесь, на Маршалковской, большие экономические форумы с обязательной выставкой образцов продукции, предлагаемой предприятиями. В апреле этого года было выставлено восемь десятков стендов, в форуме участвовали представители трехсот польских фирм и ста предпринимателей из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Молдавии, к которым обратился с приветствием президент Александер Квасьневский. На следующую такую встречу в сентябре ожидаем полтысячи участников.
- Как строятся ваши отношения с российскими коллегами?
- Тут я вынужден немного пожаловаться. В Российской ассоциации международного научного и культурного сотрудничества при правительстве РФ, что в Доме дружбы на Воздвиженке, для работы с Польшей нет ни одной штатной единицы! Когда там бываю, стараюсь пообщаться с Валентиной Терешковой, возглавляющей ассоциацию, и с ее заместителями, обсудить возможные совместные проекты. Правда, за последние 10 лет удалось побывать в Москве лишь два раза.
- Всего-то?
- Увы! Однажды пригласили на детский фестиваль песни и танца, а второй раз Министерство культуры - на торжества пушкинского юбилея в прошлом году. Но разве в этом только дело? Здесь, в Варшаве, Россия практически ликвидировала свой центр науки и культуры. Туда приходило много людей, там бурлила жизнь. Сейчас Институт российской культуры, как его еще называют, ютится в торгпредстве, где режимная пропускная система. Кто из поляков пойдет туда, будет навлекать на себя подозрения в царящей в стране атмосфере шпиономании? Где-где, а в Польше российский научно-культурный центр надо было сохранить в лучшем виде.
Сейчас больше помогаем мы ему, чем он нам. Если проводим совместные мероприятия, - предоставляем зал, выделяем средства. К примеру, победителям той же Олимпиады россияне дарят книгу пушкинских сказок, а мы выделяем телевизоры, фотоаппараты и другие призы.
- А как строятся отношения с Калининградской областью, непосредственно граничащей с Польшей?
- У нас давно установились хорошие контакты. Сейчас там отделение общества "Россия - Польша" возглавляет Олег Турошев. Энергичный молодой человек, который раньше был представителем этой области в нашей стране, знает язык, "оброс" связями. Нынче в четвертый уже раз организовали молодежный лагерь для калининградских детей в Польше, провели сбор средств на помощь детдому.
Дружеские отношения сложились и с российскими дипломатами, они участвуют в наших мероприятиях, приглашают нас к себе, посол устраивает прием для учителей русского языка, победителей конкурсов и олимпиад, их организаторов. И это правильно. Как говорится, приятелей надо иметь близко, а врагов - далеко. Мы соседи, и жить нам рядом вечно. Лучше - в дружбе.