АЛЛО, ХАКЕР CЛУШАЕТ

Уникальное уголовное дело расследуют совместно с ФСБ сотрудники 5-го отдела РУБОПа (специализация отдела - преступления в сфере высоких технологий). Ими задержан некто Алексей Соколов, разработавший программу компьютерного прослушивания телефонных разговоров. Опытные сыщики говорят, что ничего подобного в их практике прежде не встречалось.

Алексею чуть за 30. Это вполне респектабельный с виду молодой человек. В свое время он окончил престижный электротехнический институт связи. Слыл весьма способным студентом. По специальности, однако, работать не стал. Устроился в охранную фирму. Как сам сейчас признается, получал не слишком много. Но держался за это место, не уходил. Удобно: сутки отдежурил - трое дома. Именно дома начиналась настоящая в его понимании работа - за компьютером.
Просиживал у монитора долгими часами, что нередко приводило к ссорам с женой. Но после того, как он прикупил к имеющейся трехкомнатной квартире еще одну, в том же доме, этажом выше и соединил их, жена перестала его "пилить". Появилась у Соколова и иномарка модной модели.
Трудно сейчас сказать, почему талантливый компьютерный программист стал уголовником. Может, сгубила алчность. Или все дело в амбициях "непризнанного гения"?
Несколько лет назад он предлагал руководителям одного из городских телефонных узлов свою программу модернизации АТС. Брался все сделать сам, дайте, мол, только полномочия. Любопытно, что уже тогда, будучи, по сути, "вчерашним студентом", он во время беседы выказал доскональное знание технических параметров всех АТС пятимиллионного Петербурга! Но от сотрудничества с ним отказались. Показалось, слишком высокую цену запросил за услуги.
Видимо, после этого он и решил пойти "другим путем".
Программу, позволяющую без какой-либо дополнительной аппаратуры, с использованием одного лишь домашнего компьютера прослушивать телефонные разговоры, он создал пару лет назад. Говорит, получилось случайно, когда работал над другим изобретением, да вдруг услышал беседу двух совершенно незнакомых ему людей.
Схема Соколова такова, что подключиться можно к любому телефону в городе, а также за его пределами, и даже к телефонам некоторых зарубежных стран. При этом абоненты обычно ни о чем не догадываются. Ведь их телефонная линия остается "чистой".
Специалисты высшей квалификации, привлеченные в помощь следствию, ознакомившись с технологией компьютерной "прослушки", объявили, что это настоящая революция в области связи. Не надо никаких "жучков", сверхчувствительных антенн, диктофонов. Ничего, кроме модема и дискеты с программой!
Они сначала даже не поверили, что подобное возможно. Пришлось организовать "показательный урок". Соколов, находясь в кабинете следователя, вставил дискету в компьютер, пробежал пальцами по клавиатуре, и через несколько минут все услышали голос начальника уголовного розыска, находящегося в другом конце здания...
Увы, как часто это у нас бывает в последние годы, первыми по достоинству оценили изобретение программиста-надомника уголовные авторитеты. Комплект "прослушки" стоимостью 5 тысяч долларов "улетал" у них в момент. Так что Алексею скучать было некогда - только успевай тиражировать программу! Следствие установило, что он сбыл несколько десятков дискет, в том числе примерно половину из них - за рубеж.
Соколов так увлекся, что напрочь забыл о защите собственной телефонной линии. Между тем, не без помощи кого-то из "клиентов", о его "бизнесе" стало известно компетентным органам. Телефонные разговоры стали записываться. При передаче очередной партии "товара" Соколов был задержан. Во время обыска у него на квартире обнаружили среди прочего оборудование для перепрограммирования кредитных карт. Сейчас это направление бурной деятельности несостоявшегося связиста изучается и, видимо, будет выделено в отдельное производство.
До суда в этом деле еще далеко. Следствие пытается установить всех, кто приобрел "прослушку", дабы обезопасить абонентов от вторжения в их частную жизнь. Но уже сейчас ясно, что наказание телефонный хакер получит, скорее всего, чисто символическое. Ведь по статье 138 УК РФ ("Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений"), которая ему вменяется, предусмотрено максимум три года общего режима. Наши законы, к сожалению, сильно отстают от жизни вообще и от технического прогресса в частности.