07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

...И РУБАНУЛИ РУБИЛЬНИКОМ

Емченко Федор
Опубликовано 01:01 15 Августа 2000г.

Веерные отключения электричества в городах и поселках, к сожалению, стали для РАО ЕЭС обычным

Веерные отключения электричества в городах и поселках, к сожалению, стали для РАО ЕЭС обычным делом. Может, потому, что правительство и региональные власти достаточно спокойно отнеслись к подобным экспериментам над населением? Не для себя лично стараются, дескать, - в казну деньги выколачивают из нерадивых плательщиков. А это оправдывает любые методы.
Видя все это, руководство РАО ЕЭС добралось и до одного из самых уязвимых мест экономики страны. Одним движением рубильника была парализована работа железной дороги. И не где-нибудь, а на самой главной Транссибирской магистрали. Из-за отключения электроэнергии региональной системой "Омскэнерго" остановились пассажирские поезда, в которых в тот момент находилось более 10 тысяч пассажиров. По свидетельству железнодорожников, четвертую часть пассажиров, оказавшихся в металлических ловушках, составляли дети.
На стальных магистралях замерли 165 грузовых поездов, в том числе 32 эшелона с углем для электростанций Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Потери МПС от задержки только этих поездов составляют в сутки 13,4 млн. рублей. Шахтеры Красноярского края напрасно ждали 10 августа порожняк под погрузку угля - вагоны "отдыхали" на путях. Все резервные тепловозы были брошены на продвижение пассажирских составов. Опыт сибирских энергетиков быстрее тока стал распространяться по всей Единой энергосистеме России. Электроэнергия была отключена на тяговых подстанциях Таганрог, Зольская, Кугей, Белгород, Беломестная, Карьерный, Муром, Чулково - Северокавказской, Юго-Восточной, Дальневосточной, Горьковской железных дорог.
Зз всего, что характеризует правовое государство, наглядно продемонстрировано тут пока только "право рубильника". Те, в чьих руках он оказался, объясняют свои действия заботой о государственных интересах и законами рынка. По их расчетам, железнодорожники задолжали энергетикам аж 2,7 млрд. рублей. С этим категорически не согласно руководство МПС. Первый заместитель министра Александр Мишарин на брифинге 10 августа привел свои расчеты. Один миллиард рублей из этой суммы составляют платежи федеральным электростанциям. Их железнодорожники планомерно погашают поставками угля на эти станции в соответствии с договором между РАО "ЕЭС России" и МПС. 837 млн. рублей региональные энергосистемы должны Министерству путей сообщения.
В феврале нынешнего года железнодорожники и энергетики подписали соглашение, в котором обязались не повышать тарифы на электроэнергию и на перевозку топлива. Соглашение подписали первые лица этих ведомств. Но руководители региональных энергосистем рассудили, видимо, иначе. И не обошли стороной железную дорогу при повышении своих тарифов. Насчитали ей еще 446 млн. рублей.
Как заявил Александр Мишарин, реально долг МПС энергетикам не превышает 500 млн. рублей, что соответствует сумме текущих платежей и не может служить поводом для блокирования работы железных дорог России.
Специалисты этих ведомств разберутся в конце концов, чья бухгалтерия лучше считает. Дело ведь не только в точности взаиморасчетов, а в том, что подобное использование "права рубильника" наносит огромный вред всей экономике страны. У нас и без того ежегодно срывается доставка грузов в районы Крайнего Севера, заготовка топлива на зиму на электростанциях. Авральные методы пополнения этих запасов, когда зима уже стучится в дверь, оборачиваются в конечном счете огромными дополнительными затратами.
Выяснение взаимных претензий между железнодорожниками и энергетиками подобным способом дорого обходится и для людей, вовсе не причастных к этому конфликту. Август, как известно, является самым напряженным для пассажирских перевозок месяцем. После летнего отдыха дети и взрослые возвращаются домой. Пробки на стальных магистралях в это время - худшее из всего, что можно придумать.
Главной причиной возникновения недоразумений между ведомствами специалисты МПС видят в недостаточной эффективности организационно-финансовой работы в РАО "ЕЭС России". Железные дороги потребляют 6-7 процентов производимой РАО электроэнергии. Это наиболее организованный, выгодный клиент, выполняющий все свои финансовые обязательства. В последнее время практически все платежи энергетикам осуществлялись "живыми" деньгами. С 1 февраля нынешнего года между РАО ЕЭС и МПС действует договор о централизованных расчетах. Согласно этому документу железнодорожные тарифы на доставку грузов для энергетического комплекса и тарифы на электроэнергию для железных дорог в первом полугодии не должны были повышаться.
Железнодорожники следовали договоренности. Они не только не увеличили тарифы на перевозку угля, но и внедрили гибкую систему снижения платы за доставку грузов потребителям топлива. Так, с 10 июня 1998 года по 31 июля 2000 года тарифы на внутрироссийские перевозки каменного угля были снижены на 25 процентов. С 1 августа сохраняется скидка в размере 14 процентов. За это время энергетики получили от железнодорожников своеобразную экономическую помощь, эквивалентную 4,9 млрд. рублей. Однако самостоятельность региональных энергосистем, как и то, что РАО "ЕЭС России" не имеет на них должного влияния, привели в некоторых регионах к подорожанию тарифов на энергию для железнодорожного транспорта. Их уровень превысил средние цены на оптовом рынке электроэнергии. Такая картина наблюдается в 29 регионах из 61.
Только "Читаэнерго" и "Амурэнерго" потребовали, чтобы железные дороги заплатили им дополнительно 119 млн. рублей. Министерство путей сообщения вынуждено было вновь с 1 августа нынешнего года перейти к старой практике расчетов с региональными энергетическими предприятиями.
Сложившаяся ситуация в очередной раз доказала необходимость законодательной защиты железнодорожного транспорта от любых попыток блокирования его работы.
Руководители МПС прилагают немало сил, чтобы разрешить проблему взаиморасчетов. В течение последних двух недель они провели целый ряд совещаний с участием руководителей региональных энергосистем местных органов власти. На сегодняшний день намечена итоговая встреча. Возможно, на ней будут окончательно поставлены все точки над "i".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников