БЕСПРАВНЫЕ АКЦИОНЕРЫ НУЖДАЮТСЯ В ЗАЩИТЕ

Акционерным войнам в горно-металлургической отрасли конца не видно. Более того - их агрессивность и скандальность все возрастают, и конфликты приобретают уже совершенно беспардонную окраску. Слово "договариваться" практически забыто, в ходу термины "купить" (человека или контрольный пакет) и "завалить" (человека или производство). Еще одна тенденция - конфликты на почве собственности превращаются в войну ради войны. Руководителями гигантов индустрии, от деятельности которых часто зависят судьбы целых городов, движет подчас даже не жажда денег, а примитивное чувство мести.

Люди гибнут за металл - в буквальном смысле слова. Так, как совсем недавно гибли за нефть. 8 июня у дверей своей квартиры зарезали Юрия Гринина, генерального директора ОАО "Носта" (больше известного как Орско-Халиловский металлургический комбинат). В конце прошлого года на Качканарском горно-обогатительном комбинате рухнула дамба вместе с линией электропередачи. Авария чудом не вылилась в катастрофу, итогом которой должны были стать человеческие жертвы и полная остановка ГОКа вкупе с Нижнетагильским металлургическим комбинатом. Причина проста: техника и сооружения требуют хозяйской руки. А хозяевам, то есть акционерам, не до того - они бьются руками, ногами и зубами за контрольные пакеты. Впрочем, у Нижнетагильского металлургического все еще впереди, там снова перешли в наступление братья Черные. Те самые, которых не так давно отлучили от Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). Что, впрочем, мирную жизнь комбинату не обеспечило. Теперь тамошнее руководство воюет с другим акционером, с которым еще недавно дружил не разлей вода против всех остальных, - с "Интерросом". Потому что "Интеррос" выступил против незаконной, с точки зрения его руководителей, эмиссии акций комбината.
Последний скандал был учинен в городе Губкине Белгородской области. Там находятся предприятия, поставляющие уже упомянутому НЛМК железорудный концентрат (основное сырье для металлургического производства): Лебединский горно-обогатительный комбинат (ЛГОК) и комбинат "КМАруда". Конфликт начался с того, что руководству НЛМК показалась слишком высокой цена на концентрат, поставляемый Лебединским ГОКом. ЛГОК с подобной точкой зрения не согласился - на том основании, что цены на продукцию НЛМК в последнее время росли быстрее, чем цены на сырье, которое Липецк получал с ЛГОКа.
Цивилизованный партнер в этой ситуации мог бы предложить какие-то новые, обоюдовыгодные схемы отношений. Однако руководство НЛМК пошло привычным путем и сначала решило прикупить немножко ЛГОКа. Но купить смогло лишь около 10 процентов акций, да и то отягощенных судебным иском. Кроме того, как сообщил руководитель информационного центра ЛГОКа Виктор Солодилов, с юридическим оформлением своей покупки НЛМК опоздал и в реестр акционеров накануне назначенного на 16 мая этого года общего собрания акционеров не попал. В итоге места в наблюдательном совете ЛГОКа, выполняющем функции совета директоров, НЛМК не досталось.
Тут липецким металлургам и попался под горячую руку комбинат "КМАруда", где подконтрольные НЛМК акционеры владеют почти 65 процентами акций. "КМАруде" вообще в этой истории повезло меньше всех. Установив над нею контроль, НЛМК держит на низком уровне цену на производимый концентрат, что сказывается на доходах как самого предприятия, так и его работников. Акционеры же, подконтрольные ЛГОКу, владеют в ОАО "Комбинат КМАруда" блокирующим пакетом акций (чуть более 25 процентов) и имеют право на два места (из десяти возможных) в совете директоров. И до последнего времени, защищая интересы горняков и области (и свои в том числе), полного беспредела в ценовой политике "КМАруды" не допускали. Очередное собрание акционеров комбината должно было состояться 28 июня, и именно это мероприятие было выбрано как арена "кровной мести". Не мудрствуя лукаво, назначенное НЛМК руководство "КМАруды" перед самым началом собрания без всяких судебных процедур запросто лишило сторонников ЛГОКа прав собственников.
Оказывается, при нынешнем законодательстве сделать это технически просто и деяние это ненаказуемо. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" для участия в собрании представитель акционера должен предъявить регистрационной комиссии паспорт, доверенность от этого самого акционера - и больше ничего. Показывать балансовые отчеты, справки из регистрационной палаты и налоговой инспекции, язык и гланды, равно как все другое, не нужно.
Но вот незадача: если представитель регистрационной комиссии потребует от вас, к примеру, справку из ветлечебницы об отсутствии у вас чумки, а вы такую справку не покажете, то данный представитель, оказывается, может не выдать вам бюллетень для голосования. То есть нарушить ваше основное право собственника - право своей собственностью распоряжаться. Потом, конечно, можно таскаться по судам с гражданскими исками, оспаривая результаты собрания и требуя созыва нового. Но за это время с вашей собственностью может случиться все что угодно: ее могут украсть, обанкротить или просто спалить. А с того конкретного лица, которое лишило вас ваших прав, вообще по закону никто ничего потребовать не сможет. Ему даже штраф не грозит.
У представителя "Рудмет-снаба" (компании, подконтрольной ЛГОКу) г-на Якушева регистрационная комиссия потребовала показать устав своего предприятия. Г-н Якушев, юрист по образованию и образу мыслей, удивился и сообщил комиссии, что требовать какие-либо иные документы, кроме представленных паспорта и доверенности, комиссия не вправе. Но если у нее такая большая нужда, она может ознакомиться с уставом в любое удобное для нее время. Поскольку заверенная копия устава акционера, согласно закону, находится в самом акционерном обществе. Без этого акционер попросту в реестр не попадет.
"Что ж нам теперь - ехать за вашим уставом в Липецк, куда мы реестр перевели?" - на голубом глазу спросила представителя "Рудмет-снаба" безымянная барышня из регистрационной комиссии. В общем, когда представитель "Рудмет-снаба" весь в мыле и с уставом в руках примчался на собрание, та же барышня с улыбкой сообщила, что регистрация, оказывается, уже закончилась. В итоге акционеры, владеющие 25 процентами акций ОАО "Комбинат КМАруда", были лишены своего права собственника, руководство комбината было сформировано без их участия.
Представители НЛМК утверждают, что все это - мелкое недоразумение, возникшее в результате самодеятельности отдельных сотрудников "КМАруды". Тем не менее теперь скорее всего начнутся суды, старые конфликты потянут за собой новые и т.д. и т.п. Судьба самого производства по нехорошей традиции отойдет на задний план вместе с судьбами занятых в нем людей. Не до того начальникам. Они заняты войной.
"Что ж вы хотите, - говорят записные либералы, - путь к цивилизованному рынку не усыпан розами!" Но если наш путь к рынку лежит через трупы промышленных предприятий и их генеральных директоров, то вряд ли финиш можно будет назвать цивилизованным. В последнее время уже любому экономисту стало ясно, что если государство законодательным путем не вмешается в металлургические схватки, то их итогом станет не рождение нового, а банальное уничтожение того, что уже есть.
В целом осторожная озабоченность возможностью столь печальной перспективы заметна и у самих металлургов. Так, например, не раз высказывал свою озабоченность ситуацией, сложившейся в металлургической и горнодобывающей отраслях, президент Международного союза металлургов Серафим Колпаков. По авторитетному мнению г-на Колпакова, конфликты между акционерами достигли такого накала и масштаба, что начинают пагубно сказываться на перспективах стратегического развития отечественной экономики. Необходимо усилить гарантии прав акционеров, установить персональную ответственность за серьезные нарушения прав собственности, в том числе акционерной. В противном случае конфликтные ситуации будут развиваться лавинообразно.
...Итак, если сегодня некий гражданин лишил вас права собственности на тысячу рублей, то его ждет тюрьма. А если нарушил права собственника солидного пакета акций крупного предприятия - гражданина ждет светлое будущее. Выживает не сильнейший, а наиболее наглый, агрессивный и беспринципный. Тот, кому не интересен цивилизованный рынок завтра, а интересно ухватить сегодня, и побольше: денег, акций, власти... Или трусливый, готовый нарушить любой закон по команде "сверху", - если, конечно, закон не предусмотрел наказания.
Такова, видимо, была логика прежних "реформ", что у руля многих гигантов индустрии оказались "карлики". И закон у нас таков, каков есть. Хорошо бы его поскорее поправить.