05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ ЖИВУТ САМОЛЕТЫ

Алексеев Владимир
Опубликовано 01:01 15 Августа 2001г.
Несмотря на экономические невзгоды последнего десятилетия, Россия была и остается ведущей авиационной державой, а наши конструкторы при поддержке правительства способны добиваться выдающихся результатов. Это заявил президент РФ Владимир Путин вчера на открытии Международного авиационно-космического салона МАКС-2001 в подмосковном Жуковском. Предметы гордости стояли тут же - на самой большой в стране взлетно-посадочной полосе Летно-исследовательского института имени Громова. Но существуют многие образцы российской военной и гражданской авиатехники пока в единичных экземплярах.

Вчера в Жуковском собрались практически все, кто определяет погоду в мировом аэрокосмическом доме. Полторы сотни новейших летательных аппаратов, современное авиационное оборудование и вооружение представили 537 самых известных фирм из 34 стран мира. Может, до знаменитых выставок в британском Фарнборо и французском Ле Бурже масштабы пока не дотягивают, но прогресс налицо. По числу представленных образцов хозяева оказались вне конкуренции. Президент авиасалона, заслуженный летчик-испытатель России Магомед Талбоев чувствовал себя именинником и утверждал, что "только здесь можно увидеть опытные образцы наших летательных аппаратов и боевых комплексов, которые по ряду причин не могут демонстрироваться за рубежом".
Однако мало себя показать - надо еще привлечь покупателей. Их в день премьеры было куда больше, чем самолетов и вертолетов. Бродившие по летному полю и разглядывающие опытные образцы бизнесмены являли собой в прямом смысле надежду российской авиации, которая из-за безденежья десять лет остается в тисках жестокого кризиса. Да, по утверждению гендиректора Российского авиационно-космического агентства Юрия Коптева, наконец-то проект бюджета РФ на 2002 год во многом будет ориентирован именно на эту отрасль.
Однако при всем желании быстро не залатать всех дыр в нашем небе, которые зияют годами. Один только факт: главком ВВС генерал Анатолий Корнуков на днях с горечью признал, что Воздушные силы практически "перестали быть войсками постоянной готовности". А кому нужны истребители и бомбардировщики, которые надо неделями готовить к полету? Впрочем, стоит ли удивляться, если последние 10 лет закупки новой техники для ВВС были свернуты и в строю осталось лишь 5 процентов современных боевых самолетов?
Много тревог и с гражданским авиастроением. Достаточно сказать, что год назад наши заводы выпустили меньше десятка крылатых машин. Между тем с апреля 2002 года, после введения новых международных правил безопасности, лишь малая часть из полутора тысяч отечественных магистральных самолетов сможет летать за кордон. Пока новым западным стандартам удовлетворяют только Ил-96-300, Ту-204 и Ту-214, которые представлены на МАКСе, но пока так и не пошли в серийное производство.
И ведь делать конкурентоспособные самолеты Россия может, и не хуже западных. Что наглядно продемонстрировал, например, выставленный в качестве экспоната ИЛ-96-400М, отвечающий самым высоким требованиям надежности и комфорта. Проблема в том, как наладить лизинг, без которого авиапредприятия не в состоянии оплатить дорогостоящие машины. Сегодня правительство и Дума никак не могут договориться о том, чтобы снизить банковские процентные ставки и создать условия для притока инвестиций в отрасль.
Словом, куда в отечественной авиации сегодня ни кинь взгляд, чтобы поправить дело, нужны не деньги - деньжищи. К примеру, на разработку одного лишь российского истребителя пятого поколения (а без него наше отставание от Запада станет безнадежным) требуется примерно 1,5 миллиарда долларов. Вице-премьер Илья Клебанов уже сообщил, что даже в ближайшие 10 лет наши конструкторы из бюджета получат "гораздо меньше".
Что остается? Надеяться на доходы от экспорта. Вот для этого, в частности, и проводится МАКС-2001. Итогом салона должны стать крупные контракты на поставки авиационной техники, которые можно заключить прямо в Жуковском, у кромки летного поля. Медлить нельзя, ибо конкуренты наступают на пятки.
Вчера в подмосковном небе состоялся показательный полет нового российского учебно-боевого самолета Як-130, на покупку которого уже поступили заявки из ряда стран. Тем временем индусы заявили, что расторгают сделку с британским авиаконсорциумом по закупке 66 истребителей Hawk и намерены приобрести наши учебно-тренировочные "МиГ-АТ". Даже далекая Мьянма сделала выбор в нашу пользу, решив закупить для своих ВВС 10 МиГ-29 на сумму в 150 миллионов долларов. Неожиданный сюрприз МАКСу сделали россияне из "Рособоронэкспорта" и РСК "МиГ" со своими партнерами из южноафриканской компании Armscor, которые представили французский истребитель Mirage F-1, модернизированный российскими компаниями. Показательно, что в последние годы и иностранцы берутся за доводку до современных требований наших самолетов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников