ВЛАДИМИР РЕСИН: "ХРУЩОБ" У НАС БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ

Отчитываясь на недавнем заседании городского правительства, глава строительного комплекса - первый вице-премьер правительства столицы Владимир Ресин сообщил: "За первое полугодие выполнена ровно половина годовой строительной программы". Может, и не было бы в этом ничего удивительного, если не учитывать привычность, почти обязательность во все времена штурмовщины для наших строителей. Большую часть объектов сдавали обычно в декабре, а затем долгие месяцы устраняли недоделки. Застрахованы ли от этого сейчас московские новоселы? Что новенького готовят для москвичей строители? Об этом рассказывает Владимир Иосифович РЕСИН.

- Качество строительства сегодня, конечно же, намного выше, чем, скажем, десять лет назад, но и оно нас уже не устраивает. Резервов, просчетов еще очень много. Вот недавно проводили тендер среди фирм, желающих участвовать в строительстве муниципального жилья. Одна из фирм-участниц предложила самую низкую цену строительства и победила. А когда взялась за работу, возникли вопросы. Стали разбираться, и оказалось - имеем дело чуть ли не с конторой "Рога и копыта". Учредитель - одно физическое лицо, уставный капитал - 8 тысяч рублей. Кто же строит дом на улице Гришина? Да нанятая турецкая фирма, а мы, выходит, фактически имеем дело с посредником. Ну что с него взять? Впредь всем наука...
Но если говорить по большому счету, то сегодня в строительстве мы подняли планку на такую высоту, что смогли позволить себе принять постановление, запрещающее что-либо возводить без наличия полного комплекта проектно-сметной документации. Я работаю в строительстве с 1965 года, но такого еще не было. Любая серьезная стройка теперь может начаться лишь после того, как пройдет экспертизу - в том числе и общественную.
- Уж не хотите ли вы сказать, что котлован не начнут копать до тех пор, пока жители близлежащих домов не проведут референдум?
- Почти так! У нас же есть закон города Москвы, где четко сказано, что любое строительство обязаны согласовать с общественностью. Это цивилизованный подход. Он усложняет работу и властей, и строителей. Но зато москвич больше не окажется в ситуации, когда, купив квартиру, выглянет однажды в окно и увидит очередной монумент...
- На том, последнем заседании правительства Москвы вам досталось от мэра за культуру строительства?
- И совершенно справедливо. Москву строят 740 тысяч рабочих. Если 1000, 500 или хотя бы 100 человек из них одновременно появятся в городе пьяными и грязными, - что со столицей станет? Или начнут курсировать по городу во всей первозданной красе самосвалы хотя бы с одной из наших пяти тысяч площадок - во что превратятся улицы? Поэтому мы заставляем сейчас водителей мыть колеса машин, а для рабочих начали закупать спецодежду. Создали даже специальный отдел, который так и называется - культуры строительства. Организации, которым не под силу наши жесткие требования, останутся без лицензий. Такие примеры уже есть.
- У столицы всегда были главные стройки: храм Христа Спасителя, подземный комплекс на Манежной площади...
- И сейчас есть. Новое здание консерватории на Красных холмах - семизальное, с замечательной акустикой. У государства наконец появились деньги и на реконструкцию Большого театра - и это для нас теперь первостатейный объект. Ну и, конечно, жилье...
- О жилье, пожалуйста, поподробнее. Есть те, кто в очереди на него в стоит еще с 1982 года. Какие реальные перспективы у москвичей-очередников?
- Как и обещал мэр избирателям, в этом году будет введено в эксплуатацию 3,5 миллиона квадратных метров жилья, а в будущем - 4 миллиона. Завершаем застройку Митина и Братеева, продолжаем вести строительство в Марьинском парке, Южном и Северном Бутове, вплотную подошли к Подрезкино. Первых новоселов приняло на днях Куркино.
Но больше всего меня радует то, что план по жилью в первом полугодии выполнен по всей номенклатуре. Муниципального сдано 185 тысяч квадратных метров, или в 1,6 раза больше, чем за этот же период прошлого года, коммерческого по городскому заказу - 538 тысяч квадратных метров, или в 2,4 раза больше. Вовсю идет снос пятиэтажек.
- Земли-то хватит у города на "планов громадье"?
- Генпланом развития Москвы до 2020 года выделены участки на 70 миллионов квадратных метров жилья. Если иметь в виду, что весь нынешний жилой фонд города составляет 184 миллиона квадратных метров, то станет ясно, что можно спокойно возводить еще чуть ли не полстолицы.
- Но акцент вы по-прежнему делаете на элитные дома?
- У каждого свое понимание "элитности". Например, я сам строил известный дом на улице Осенней, где живет первый президент России Борис Ельцин, где имею квартиру и я. Каких только басен о нем не рассказывали! На самом же деле это обычный муниципальный кирпичный дом. Разве что попросторнее - на одного жильца здесь приходится больше квадратных метров. Примерно такие дома - кирпичные и монолитные, с индивидуальной планировкой - мы строим сейчас для "среднего класса" - их должно возводиться минимум 50 процентов от общего количества. Вторую половину - еще 2 миллиона квадратных метров - составляют сборные дома индустриального домостроения. Но и от них мы требуем определенной комфортности. Я с уверенностью могу сказать, что новых "хрущоб", которые нашим внукам пришлось бы спустя десятилетия сносить, не появится.
По-настоящему же элитных домов - со всем комплексом услуг - в Москве строится единицы. Но даже если в доме будет все - подземный гараж, тренажерный зал, ресторан и так далее, а вокруг - грязный воздух, то грош цена такой "элитарности", правда?
- Итак, экология для столицы выходит на первый план?
- Да. Именно этим объясняется интенсивное дорожное строительство, которое мы ведем. К сожалению, подкосил Налоговый кодекс, из-за которого мы потеряли средства Дорожного фонда. В результате вдвое пришлось сократить объемы строительства Третьего транспортного кольца. Нарушены планы развития метрополитена.
- А сейчас возникла загвоздка и с прокладкой Лефортовского тоннеля. Это не грозит заморозкой строительства на всем кольце?
- Как председатель комиссии, которой поручено разрубить этот узел, скажу: не грозит. Вопрос лишь в том, каким способом провести здесь дорогу. Проект закрытого тоннеля почти готов, но он напугал всех дороговизной. Мы действительно не настолько богаты, чтобы выложить 2 миллиарда долларов, хотя, по моей информации, это не реальная цифра, а кем-то запущенная "утка". Одновременно идет отработка открытого варианта. Окончательное решение примем в сентябре.
- Традиция московских строителей - делать ко Дню города подарки москвичам. Что на сей раз вы приготовили?
- Я назову лишь школы, раз уж в этом году День города совпал с Днем знаний и решено, что московские школьники вместе со всеми его будут праздновать, а не сидеть за партами. Распахнет двери общеобразовательная школа на Мичуринском проспекте, которая с самого начала будет работать по программе, согласованной с МГУ. Причем, я подчеркиваю это, дети там будут учиться бесплатно. В Лефортово примет учеников школа с эколого-биологическим уклоном, а в Большом Афанасьевском переулке - школа с углубленным изучением иностранных языков и оздоровительной направленностью. Их ввод хоть немного сократит диспропорцию с общеобразовательными заведениями в ряде районов столицы, которая очень беспокоит городские власти: где-то дети учатся в две смены, а где-то учеников не набирается и на одну...