БАРСЕТКА-БУМЕРАНГ

Юрий Кондратьевич Прокопчук занимал высокую должность в губернской иерархии: был начальником управления материальных ресурсов и межрегиональных связей. Среди многих его важных обязанностей была и такая: выдача лицензий предпринимателям.

Поговаривали, что "берет". Случай проверить это представился Сергею Таланову, генеральному директору предприятия "Северный металл", зарегистрированного в городе Королеве Московской области. Свои усилия Таланов направлял на сбор и доставку металлолома череповецким металлургам. Документы приходилось получать, естественно, у Прокопчука. Чтобы все шло гладко, договорились - через сотрудника охранной фирмы доставлять ежемесячно Юрию Кондратьевичу по 500 долларов.
С августа 2000 года по март 2001-го ему передали 112395 рублей. Однако Прокопчук вдруг приостановил действие лицензии "Северного металла". И предложил уладить дело за 1700 долларов. Тогда-то Таланов и пошел с заявлением в милицию.
Дальше сюжет развивался по законам детективного жанра. Доллары пометили, передали Таланову. Тот подъехал на своей машине к квартире Прокопчука, и они направились в вологодский Белый дом. Все фиксировалось на видео- и аудиопленку. Прокопчук пробыл в здании администрации полчаса, вышел, сел в машину Таланова, сказав: вот лицензия, подпись. И попросил отвезти домой. По пути положил себе в барсетку оговоренные 1700 долларов. А в подъезде чиновника ждали оперативники.
Услышав приказ: "Стоять!", он пытался сопротивляться, но, поняв, что деваться некуда, быстро успокоился. Опустил руки, вроде подставляя в наручники, однако вдруг развернулся и бросил барсетку в открытое окно подъезда, чтобы не было улик. Да вот незадача - барсетка, описав полукруг, как раз попала в оперативника Гладкова, снимавшего все происходящее видеокамерой. И стала вещдоком.
После ареста Прокопчука к следователям потянулись и другие "облагодетельствованные" им люди.
Удивительно другое - незадолго до этого милиция уже занималась нашим героем. Только как... жертвой. В то самое время, когда Прокопчук вымогал новую сумму с Таланова, он навязчиво повторял и дома - жене и детям, и на службе - коллегам: "меня хотят "подставить". В апреле 2001 года чиновник обратился с заявлением в УВД области: мол, некие лица хотят его скомпрометировать, подбросив сфабрикованные улики в кабинет. На "Место действия" выехали сыщики, провели оперативно-розыскные мероприятия, но ничего не выявили и в возбуждении уголовного дела отказали.
Почему же мздоимец упорно распространял слухи о покушении на его "деловую репутацию"? Это был своего рода упреждающий удар, "дымовая завеса".
На процессе, который в областном суде вел судья Владимир Макурин, все эпизоды взяток были доказаны. Приговор - 4 года лишения свободы в колонии строгого режима и лишение права занимать какие-либо государственные должности в течение двух лет, конфискация части имущества и взыскание в доход государства 135416 рублей как предмета неосновательного обогащения.
Знакомясь с материалами дела, не перестаешь удивляться тому, насколько успех или неудача, предпринимателей зависимы от чиновников. Исполнение государственных обязанностей стало доходным местом.
- Чтобы исключить подобные преступления, нужно отказаться от разрешительной системы и перейти к уведомительной, - отметил заместитель председателя областного суда Владимир Шепель. - Гражданин открыл свое дело и уведомил государственный орган. Вот и все! У нас почему-то этого боятся. А пока у чиновника будет право давать разрешение или не давать, бороться с коррупцией сложно..."