ЖИЛЬ МЕНАЖ ВАС СЛУШАЕТ, ИЛИ УОТЕРГЕЙТ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Парижский следователь Жан-Поль Вала передал в суд дела 12 человек, которые обвиняются в организации незаконного прослушивания телефонных разговоров. Таков новый этап скандальной истории, случившейся во французской столице еще в 1993 году и получивший в прессе весьма симптоматичное название - "Уотергейт по-французски".

В центре скандала оказались люди весьма солидные. Среди них Жиль Менаж - начальник канцелярии Елисейского дворца, хозяином которого тогда был Франсуа Миттеран, руководитель специально созданной в середине 80-х годов при тогдашнем президенте группы по борьбе с терроризмом Кристиан Пруто, нынешний президент автомобилестроительного концерна "Рено" Луи Швейцер, который в ту пору возглавлял канцелярию сначала министра промышленности, а затем и премьер-министра Лорана Фабиуса.
Как считает Жан-Поль Вала, ссылаясь на материалы следствия, в середине 80-х сотрудники спецструктуры Елисейского дворца активно черпали разнообразные сведения из частных телефонных разговоров. Под колпаком оказались в основном люди информированные - журналисты, такие, как редактор газеты "Монд" Эдви Пленель, талантливый, но одновременно взбалмошный писатель Жан-Эдерн Алье, который не раз и в весьма нелицеприятных фразах отзывался о Франсуа Миттеране, адвокаты, политики и даже актриса Кароль Буке. Кстати, сам бывший президент, без ведома которого, как представляется, "елисейская прослушка" вряд ли имела шансы на существование, до последнего дня своей жизни всячески отрицал какую-либо к ней причастность.
Несколько лет назад в гараже, который снимал Кристиан Пруто, были обнаружены архивы распущенной к тому времени группы по борьбе с терроризмом, что ускорило расследование. В частности, по требованию следователя с ряда документов, находившихся в его руках, был снят гриф "государственной секретности", значит, появилась возможность использовать их в суде.
Когда он состоится? Пока трудно говорить о сроках, но в любом случае он обещает привлечь всеобщий интерес еще и потому, что одно из главных его действующих лиц - Жиль Менаж обещал рассказать о том, как позже, в конце 90-х годов, сам стал объектом "прослушки" со стороны политических оппонентов из числа правых, которые тогда возглавляли французское правительство.