Но британцы знают и любят ее не только как актрису. Она - личность: яркая, противоречивая, не умещающаяся ни в какие стереотипы.
Ее красота приводит поклонников в благоговение, ее коммунистическая политдеятельность вызывает удивление и протест.
Ее имя - Ванесса Рэдгрейв.
Актриса снялась более чем в 100 фильмах. Большинство ролей - сложные, противоречивые, трагичные личности. Айседора Дункан - с ее танцем-легендой, страстью-болью к молодому Есенину, маниакальной идеей открытия балетных школ в революционной России, гибелью детей и, наконец, жуткой кончиной - задушена шелковым шарфом, попавшим в колеса везущего ее кабриолета ("Айседора", 1968, номинация "Оскар"). "Этой женщине, - пишет Ванесса, - не было равных в способности обнажать перед врагами и недоброжелателями свои пороки и несчастия..."
Или целый ряд царственных особ: королева Гиневра, Мария Стюарт, царевна Софья. Или роль транссексуала в обеих ипостасях ("Вторая попытка", 1986). Актриса вспоминает, что адамово яблоко-то у нее всегда было, "а вот волосы, чтобы сделать высокий мужской лоб, пришлось приказать гримерам остричь!.."
Или мать Оскара Уайльда. Или феминистка-лесбиянка. Или инопланетянка. Наконец, участница подпольного антинацистского движения в Германии ("Джулия" - премия "Оскар").
Успех на сцене был неоспорим и предопределен. Ванесса Рэдгрейв родилась в потомственной актерской семье. "В день моего рождения, - рассказывает актриса, - мой отец сэр Майкл Рэдгрейв дрался за шпагах с Гамлетом - Лоуренсом Оливье на сцене театра "Олд Вик". Он также снимался у Хитчкока, позволял себе в качестве "театрального номера" зачитывать список абонентов телефонной сети города Лондона, а в 1940 году был провозглашен самым великим актером Англии. Мать, обе сестры, и обе дочери - тоже актрисы". Ванесса окончила престижную актерскую школу в Лондоне, попав на один курс со знаменитой теперь Джуди Денч (лучшая британская актриса этого года за фильм "Айрис"): "Я с раннего детства зачитывалась теорией Станиславского. Почему-то хорошо запомнила его совет собирать гвозди со сцены, чтобы снять напряжение перед выходом. Учила наизусть "Анну Каренину".
Была сразу приглашена в Королевскую Шекспировскую Труппу в Стрэтфорде. Виделась с Мэрилин Монро. Дружила с Ивом Монтаном. Восхищалась "самой красивой, самой доброй, самой удивительной в мире женщиной Симоной Синьоре".
Уверенность в себе пришла позже. "В юношестве у меня не было денег на грим и одежду, приходилось пудрить голову противным Baby Johnson", - вспоминает актриса. Во французском лицее ее никогда не приглашали танцевать, а учителя утверждали, что высокий рост не позволит заниматься балетом. ("Мне говорили, что я - скованный бутончик розы, который когда-нибудь, возможно, распустится!") Однако теперь, выходя из театра, звезда редко смотрит в сторону поклонников, а царственно шествует по направлению к поданному на тротуар такси.
Весьма удивительным аспектом жизни актрисы, без сомнения, является ее активная политическая и общественная деятельность. Ванесса Рэдгрейв пыталась (правда, безуспешно) пройти в парламент от троцкистской "Революционной рабочей партии", поддерживавшей палестинских террористов. Позднее стала продюсером и сценаристом документального фильма "Палестинец" (1978), сделанного с большой симпатией к палестинскому народу. Семь лет назад занимала должность эмиссара ЮНЕСКО в Сараево, поддерживая отделение Словении, Хорватии и Боснии-Герцоговины от Югославии.
В феврале 2001 сняла фильм "Детские истории" о страшных гуманитарных последствиях чеченской войны. После событий с атомной подлодкой "Курск" моментально встретилась с женамм погибших, перечислив для них весь гонорар одного своего спектакля. После сентябрьских событий в Нью-Йорке написала письмо-ультиматум с просьбой не решать конфликт в Афганистане военным путем.
Подобная политическая деятельность вовсе не всегда вызывает восхищение. В США многие фильмы с ее участием перестали показывать после того, как на церемонии вручения ей премии "Оскара" Редгрейв набросилась с нападками на Израиль, назвав его руководителей "жалкой кучкой сионистских бандитов, чье поведение - оскорбление для каждого еврея".
В Лас-Вегасе информация об утверждении Ванессы Рэдгрейв на роль еврейки, борющейся за жизнь в нацистском концлагере, вызвала демонстрации протеста и сжиганием ее чучела.
Жизнь Ванессы Рэдгрейв на протяжении многих лет связана с Россией. Она неоднократно посещала Москву и Петербург, выступала на сцене театра Маяковского, была удостоена медали академика Сахарова за поддержку советских диссидентов. Тесно общалась с поэтами Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, Беллой Ахмадулиной, драматургом Михаилом Шатровым, актером Сергеем Юрским, телеведущим Владимиром Познером - о которых с уважением и любовью пишет в своей книге "Ванесса Рэдгрейв. Автобиография".
"В жизни мне помогает фраза Чехова из "Трех сестер": "Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем", - признается Ванесса.
Личная жизнь актрисы полна страстей. Брак с режиссером Т. Ричардсоном распался в 1967 год из-за его увлечения Жанной Моро ("лицом французского интеллектуального кинематографа" и обворажительной женщиной). Тогда же в светской хронике нашумел роман Редгрейв с Франко Неро (исполнявшим роль Ланселота в "Камелоте"). Из более поздних ее увлечений наиболее известен один из Джеймсов Бондов Тимоти Долтон, восхищающий актрису тем, что "он самый преданный на свете рыбак, и только с ним можно по пять часов спорить о смысле бессмертного "быть или не быть?"
"Ванесса Рэдгрейв может, безусловно, позволить себе делать то, что захочет. Она поистине великая актриса, удивительная личность, потрясающая женщина", - писала о ней лондонская "Таймс".