ИГРЫ ГУЛЛИВЕРОВ

Баскетбольному клубу "Киев" нет еще и четырех лет, а он уже вполне может претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса. И дело не только в успехах, достигнутых за столь короткий срок. А они впечатляют: клубная команда мастеров входит в число лидеров украинского первенства, не без успеха выступает в Северной европейской лиге; несколько игроков призваны в национальную сборную...

По-своему уникален руководящий состав этого спортивного коллектива. В нем сразу три олимпийских чемпиона, двое из которых к тому же экс-министры спорта своих стран. Президент клуба - знаменитый нападающий сборной СССР, выступавший и в НБА, Александр Волков; вице-президент и ассистент главного тренера - один из лучших в свое время снайперов Старого Света Римас Куртинайтис; главный тренер - великолепный в недавнем прошлом разыгрывающий Игорс Миглиниекс. Работает в БК "Киев" и еще один известный баскетболист - заслуженный мастер спорта, призер Олимпийских игр Александр Сальников. Ничего подобного нет больше не только ни в одном клубе Украины, но и СНГ, да и вообще в Европе!
Застать всю эту "великолепную четверку" в одном месте и в один час непросто. Единственная возможность "соединить" их, как подсказали мне знающие люди, это побывать на тренировке команды. "Но будет ли там президент клуба Волков?" - усомнилась я, зная, сколь ответственна эта должность. "Саня? Непременно будет, ни одного занятия не пропускает!" - заверили меня.
Он вошел в зал, одетый в старенький, кажется, еще советских времен, но вполне добротный спортивный костюм, ловко подхватил кем-то брошенный мяч и тут же направил его в кольцо. Мяч плавно прошел сквозь сетку, не коснувшись дужки. Когда же он хорошенько разогрел мышцы, то вышел на площадку сыграть с молодыми и выглядел сильнее всех. Разве что бегал не так быстро.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Волков Александр Анатольевич, 1964 г.р., рост 205 см. Заслуженный мастер спорта СССР. Выступал за команды: "Строитель" (Киев), ЦСКА (Москва), "Атланта Хоукс" (НБА, США), играл также в клубах Италии и Греции. Чемпион СССР, Европы, мира. Чемпион Олимпиады-88.
- Тяжелая травма спины, из-за которой вы ушли из баскетбола, можно сказать, не доиграв, все еще дает о себе знать? - спросила я у Александра после тренировки.
- Чувствую себя сейчас более или менее нормально. Хотя сказать, что спина совсем не болит, не могу. Это, наверное, теперь навсегда. Но, что называется, притерпелся к боли. Даже подумываю о том, чтобы выйти на площадку - если нужно будет помочь команде. Не исключено, в следующем сезоне, если решим в клубе все организационные и финансовые вопросы, начну тренироваться более усердно и буду тогда уже регулярно выступать в матчах и национального чемпионата, и Северной лиги.
- Глядишь, и в национальную сборную Украины пригласят! Ей не помешал бы такой опытный и знаменитый форвард, как вы.
- Когда вернулся в Киев из Греции, какое-то время помогал тренерам нашей сборной, был менеджером. Пытался и сам играть. Но пришло новое поколение баскетболистов, совершенно не похожее на наше - и в том, как играют, и как относятся к спорту. Сегодня игроки знают, что они в любой момент могут уехать выступать за рубеж, получать за это неплохие деньги. Еще не создав себе имени, 18-летние способные ребята начинают в большом спорте с того, что предъявляют претензии к тренерам - мало, мол, выпускаете на площадку, и требуют непомерно высокую зарплату. В результате очень развит игровой индивидуализм, желание показать себя. Командного духа, такого, какой был у нас - и в клубных командах страны, и в национальной сборной, - нет и в помине. И я просто не смог найти взаимопонимания с новыми партнерами. Это первая причина моего неучастия в матчах сборной Украины. Вторая: команда уровня национальной, в которой, как предполагается, собраны лучшие из лучших, должна была на площадке "тащить" меня за собой, а получилось - мне этим пришлось заниматься, я же не в состоянии делать это хорошо в силу возраста и травмы.
- И тогда вы решили создать собственную команду? При том, что был и есть в Киеве "Будивельник" ("Строитель"), в котором вы провели свои лучшие годы.
- У "Будивельника" были к тому времени уже новые хозяева, малознакомые мне люди. К тому же мне хотелось воплотить в жизнь давнюю, рожденную еще в годы выступления в НБА, мечту о действительно профессиональном баскетбольном клубе. Нашел сподвижников. Среди них, в частности, городской голова, мой тезка Александр Омельченко. Клуб наш не частный и не ведомственный, а муниципальный. Я - не бизнесмен, у меня нет таких средств, которые можно было бы вложить в его создание. Зато есть друзья и знакомые, готовые поддержать. Да и должна быть в таком городе, как Киев, достойная его команда!
- Можно узнать, сколько потребовалось средств на ее создание?
- Около миллиона долларов. Когда создаешь что-то "с нуля" - это всегда большие затраты. Надо же пригласить хороших игроков, обрести базу для тренировок и игр. Мы вернули Медведенко и Хижняка, еще ряд молодых талантливых баскетболистов, игравших за рубежом. Оплатили их трансферы, положили им приличные оклады, чтобы все силы и все время отдавали игре, команде.
- Вы как раз тогда были министром спорта Украины.
- Верно. Пришлось, как говорится, власть употребить. Вообще-то в министры я не стремился. Приехал из Греции, и мне предложили этот пост. Решил попробовать. Спустя шесть месяцев спорткомитет расформировали в связи с очередной реорганизацией, а меня уволили. Ничего толком сделать не успел как министр. Зато обрел любопытный жизненный опыт.
- Министром спорта в Литве был и Римас Куртинайтис. Вы "на правах коллеги" пригласили его к себе в клуб?
- Скорее, на правах близкого друга. Мы давно дружим, еще с тех пор, как вместе ездили играть за команду СССР. Это надежные люди. Оба верят мне как президенту клуба. Я - им, что не бросят команду, если возникнут вдруг трудности.
- Было бы логично, на мой взгляд, вам как организатору команды самому ее и тренировать...
- Чтобы быть тренером, надо бросать все остальное. Заниматься только подготовкой к матчам, вести игры. А чтобы заниматься только этим, я должен быть уверен, что в клубе все сделано и делается для нормальной его жизнедеятельности. Пока же коллектив молодой, разного рода проблем возникает очень много. Но это не значит, что я не участвую в тренировочном процессе. Регулярно бываю на тренировках, помогаю Игорю и Римасу.
- Они ведь никогда не работали вместе. Да и на площадке чаще встречались как соперники - один играл за рижский ВЭФ, другой - за каунасский "Жальгирис". Вы немало рисковали, приглашая их к себе в клуб, вдруг бы не сработались!
- Ничем не рисковал. Я же сказал, мы доверяем друг другу.
- Поддерживаете отношения со всеми игроками золотой олимпийской сборной СССР 1988 года?
- Иных, к сожалению, уже нет - Валеры Гоборова, Вити Понкрашкина... С остальными да, регулярно, если не встречаемся, то созваниваемся. Пожалуй, только Саня Белостенный выпал. В Германии у него свой ресторанный бизнес, весь поглощен им. Да еще эстонец Соок держится несколько особняком. "Соединяет", собирает нас вместе чаще всего Папа - Александр Яковлевич Гомельский, тренер, благодаря которому мы стали в Сеуле олимпийскими чемпионами.
- В вашей жизни важным моментом стал, после Олимпиады-88, отъезд за океан, в НБА. Вы провели там несколько сезонов без особого, скажем так, блеска. Что помешало заиграть в полную силу?
- Я допустил ошибку, поторопившись уйти из "Атланты Хоукс", в которой провел три сезона. Мне казалось, что меня недооценивают, не давая возможности показать на площадке всего, на что способен. И по тренировкам, и по игре я заслуживал большего. Может, надо было дождаться своего часа? Но тут мне предложили очень хороший контракт в Европе. Я подумал: пару лет поиграю там, хорошо заработаю и, что называется, на коне вернусь в США. Увы, получил тяжелую травму.
- В НБА реально заиграть белому европейцу?
- Я бы заиграл. Смотрю сейчас кассеты с записями матчей "Атланты", в которых участвовал, изучаю свою статистику и удивляюсь: ну как можно было быть недовольным? Играй так сегодня - был бы счастлив! А тогда сокрушался: "Ах, как плохо". Я максималист, хотел большего и сразу. Уверен, перетерпи тот сложный момент, о котором сказал выше, и сегодня с успехом выступал бы в Америке. Не оказалось рядом авторитетного человека, который бы остановил меня, убедил подождать. Сам выбрал именно эту дорогу, и что теперь сокрушаться?..
- Единственный из наших, кто сразу и, будем надеяться, надолго, "зацепился" в НБА, это Андрей Кириленко. Проведя сезон в сильнейшей баскетбольной лиге, он пришел к выводу, что НБА - это в большей степени миф...
- Я с ним согласен. Там есть категория игроков - звезд, даже суперзвезд, и такого же уровня тренеров. Но их очень мало, не более двух десятков человек, которых "дополняют" весьма средние по классу баскетболисты. Гениальность руководителей НБА в том, что они сумели так организовать дело, что матчи даже с участием весьма посредственных команд превращаются в яркое незабываемое зрелище. А уж если в них участвует хотя бы одна "звезда"!..
- Много болельщиков ходит на матчи с участием вашего БК "Киев"?
- Когда я вернулся домой из-за рубежа и впервые после долгого перерыва пришел на матч чемпионата страны, то увидел в зале человек 50 зрителей, и те в основном специалисты. Ни рекламы, ни телетрансляций. А сейчас благодаря проведенной нами работе интерес к чемпионату Украины резко возрос, на трибунах собирается обычно не менее 3 000 человек. Для Киева - высокий показатель. Только на футбол с участием местного "Динамо" приходит больше болельщиков. Появились команды в Сумах, Мариуполе. Очень хорошо поставлено баскетбольное дело в Одессе. А матчи международные, в рамках Североевропейской баскетбольной лиги проходят и вовсе при аншлагах.