07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАМ НЕДОПЛАЧИВАЮТ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 15 Августа 2003г.
Странно, но вопреки задачам, поставленным президентом России, Министерство финансов страны намерено затормозить проведение социальной политики. Чиновники финансового ведомства жестко выступили против намеченного Минтрудом увеличения в следующем году до 720 рублей минимальной зарплаты. Конечно, и эти деньги не ахти какие, но все-таки хоть какой-то шаг к выходу из многолетней нищеты большинства бедствующих учителей, врачей, других работников бюджетной сферы (а здесь занято 15 миллионов человек).

Позиция Минфина тщательно скрывается от журналистов. Однако надежные источники в Министерстве труда и Минэкономразвития подтвердили мне, что финансисты действительно возражают против повышения "минималки" до 720 рублей, ссылаясь, как всегда, на нехватку средств. Впрочем, универсальный аргумент выглядит в данном случае несколько странно, учитывая немалые средства, накопленные в бюджете, а также широко объявленные успехи нашей экономики. Куда же деваются деньги? Почему исполнительная власть, которая должна быть первой защитницей интересов граждан, пытается заморозить и зарплату работников некоммерческого сектора, выплачиваемую от имени государства (неважно - из регионального, местного или федерального бюджетов), которая зачастую недотягивает даже до прожиточного минимума?
В это трудно поверить, но в нынешнем году все ставки и оклады Единой тарифной сетки (ЕТС) оказались ниже среднего прожиточного минимума (ПМ), составившего в первом квартале 2 228 рублей для трудоспособного населения. Сравним: в таблице ЕТС ставка по самому низшему, первому разряду равна 450 рублям (почти в 5 раз меньше ПМ); по самому высокому, восемнадцатому - 2 025 (на 203 рубля ниже ПМ). Иными словами, даже у руководителя любой "бюджетной" организации -НИИ, лаборатории или больницы - должностной оклад (в диапазоне 16 -18 разрядов ЕТС) должен составлять всего 1755 - 2025 рублей. И хотя с помощью всевозможных надбавок и премий денежное вознаграждение руководителей удается, как правило, поднять до 6 - 8 тысяч, это не делает директора обеспеченным.
К примеру, в Москве прожиточный минимум, по данным Мосгорстата, вырос в первом квартале нынешнего года до 3 457 рублей (для трудоспобного). Если у директора неработающая жена и ребенок, их семейный бюджет будет трещать по всем швам. Не случайно в ходе недавнего социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый четвертый руководитель заявил о постоянных финансовых трудностях, "плохом материальном положении семьи".
Что уж говорить о покупательной способности базовой зарплаты научного сотрудника (в соответствии с ЕТС - от 1 100 до 1 405 "рэ" в месяц), лаборанта-исследователя (750 - 910), учителя (830 - 1 510), врача (1 100 - 1630), медсестры (750 - 1 205). Как ни экономь, прожить на такие деньги невозможно. Поэтому миллионам бюджетников приходится работать на полутора или двух ставках, искать приработок на стороне, вкалывать до седьмого пота на садово-огородном участке.
В целом получку, не дотягивающую до прожиточного минимума или едва достигшую этого нищенского уровня, имеют сегодня, по последним данным Госкомстата, 13 миллионов россиян. С апреля 2002-го, когда проводилось предыдущее ежегодное обследование, ситуация практически не улучшилась. В 2002-м тоже 13 миллионов граждан зарабатывали меньше, чем необходимо для элементарного выживания. Так что все победные рапорты правительственных чиновников о "быстром росте реальной зарплаты" имеют мало общего с истинным положением дел. По-прежнему каждый третий наемный работник на полученные за свой труд деньги не может не только содержать семью, но даже себя прокормить не в состоянии.
В цивилизованных странах немыслима ситуация, когда работающий человек оказался бы за порогом выживания. А у нас это массовое явление. Появилось даже особое понятие - "новые бедные", то есть работающие граждане, которые не в состоянии свести концы с концами. Есть даже целые отрасли, которые относятся к категории "бедных". Например, сельское хозяйство, где заняты миллионы граждан. Здесь начисленная зарплата в мае (более свежих данных нет) составила в среднем по отрасли 2 042 рубля, то есть была почти на две сотни меньше прожиточного минимума для трудоспособных. Лишь ненамного перешагнула порог выживания средняя получка в легкой промышленности и лесном хозяйстве.
На противоположном полюсе - газовая промышленность: средняя получка - 22 275, в десять раз выше ПМ. Столь резкий контраст в оплате труда, существующий не только между отраслями, регионами, но и отдельными предприятиями, категориями работающих, - серьезный социальный раздражитель. К сожалению, за прошедший год и здесь существенных позитивных перемен не произошло. (И дело, конечно, не в том, чтобы высокие уровни оплаты снижать, подравнивая под низкие, - наоборот!) Чтобы оценить дифференциацию, статистики сравнивают среднюю зарплату в двух группах: в одной - наиболее оплачиваемые, в другой - наименее оплачиваемые. В каждой группе - и в "верхней", и в "нижней" - по 10 процентов от общей численности наемных работников. Результаты обследований и расчетов представлены в публикуемой ниже таблице:
Как видим, и в "нижней", и в высокооплачиваемой группах темпы роста средней зарплаты за год были примерно одинаковыми (22 - 23 процента). Так что министерские чиновники вроде бы никого и не обманывают, уверяя, что повышение зарплаты заметно опережает годовые темпы инфляции (15,1 процента). Действительно, опережает, и "в целом" получается просто замечательная картина. Но если ориентироваться не на "относительные" проценты, а сравнить абсолютные цифры, то ситуация с приростом зарплаты выглядит совсем по-другому.
Приведенная выше таблица свидетельствует: с апреля 2002-го по апрель 2003-го в первой группе, где и так получают за работу сущие гроши, средняя месячная прибавка составила лишь 116 "рэ", зато у высокооплачиваемых - 3,3 тысячи. Как говорится, почувствуйте разницу. И в результате "существенного" (как пишут в официальных докладах) 23-процентного повышения зарплаты она выросла в первой группе аж до 611 рублей, а в верхней составила более 18 тысяч.
Благополучные продолжают богатеть, а бедные - беднеть. Вот что в действительности скрывается за внешне благополучной общей картиной. Когда на двенадцатом году реформ получка 10 процентов работающих по найму составляет в пересчете порядка 20 долларов в месяц, все заявления представителей исполнительной власти об "успехах социальной политики" блекнут.
Еще одна шокирующая цифра: зарплату в размере официально утвержденного нынешнего минимума - 450 рублей (или даже меньше этой суммы) получают, по данным Госкомстата, около миллиона россиян. Когда-то один высокопоставленный чиновник убеждал меня, что "минималку" практически никто в стране не получает, это, мол, в основном "расчетный показатель". А оказывается, такая, с позволения сказать, зарплата имеет в нашей стране очень даже широкое распространение. Правда, на эти деньги можно продержаться, если жить очень экономно, только одну неделю... Между прочим, и в прошлом, и в позапрошлом годах зарплату на уровне минимальной или ниже получали тоже порядка миллиона граждан. Так что существенных позитивных сдвигов в группе малооплачиваемых не видно.
Приобретающая все более острый характер ситуация в сфере оплаты труда становится не только тормозом социально-экономического развития, но и не соответствует интересам национальной безопасности страны. Еще в конце 2000-го Министерство труда подготовило предложения по увеличению оплаты труда и снижению дифференциации доходов населения. "Если не предпринять срочных мер по реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения, - говорилось в "Аналитической записке", - то неизбежный процесс приближения потребительских цен к мировым, связанный с интеграцией национальной экономики в мировую систему, будет консервировать уровень жизни большинства граждан у порога бедности или в крайнем случае в пределах невысокого материального достатка со всеми вытекающими последствиями для безопасности страны". Чтобы не допустить такого крайне нежелательного развития событий, необходимо прежде всего осуществить поэтапное увеличение минимальной зарплаты, доведя ее до прожиточного минимума. На сегодняшний день это одна из важнейших, можно сказать, фундаментальных задач в социальной сфере.
Запуск подобного механизма ведет (при условии роста экономики и производительности) к повышению общего уровня оплаты труда. Ведь улучшится материальное положение не только тех 13 миллионов россиян, получка которых сегодня ниже прожиточного минимума. Позитивные перемены ощутят и многие другие работники. Например, в бюджетном секторе оклады привязаны через соответствующие коэффициенты к ставке первого разряда. При ее росте все оклады повышаются. Увеличатся также выплаты на предприятиях, не относящихся к федеральным, региональным или муниципальным, потому что больше станет первичная "база", от которой начинается отсчет ставок.
Именно поэтому Минтруда РФ совместно с Минэкономразвития, Минфином с учетом замечаний участников Российской трехсторонней комиссии подготовил около трех лет назад достаточно подробный, содержащий расчеты документ о поэтапном увеличении "минималки". В редакции имеются эти и другие материалы, которые раньше не публиковались.
Предполагалось, что уже в 2005-м минимальная зарплата "догонит" прожиточный минимум, который, как прогнозировалось, должен был составить 1742 рубля. Но эти столь важные для десятков россиян планы были отправлены в архив, так и не начав реализоваться. Красный свет зажгли работники Минфина, указавшие, что сначала нужно найти источники финансирования, особенно в регионах. Ибо на претворение в жизнь такого масштабного проекта требовались ежегодные ассигнования из бюджетов всех уровней в размере 220 - 300 миллиардов рублей.
Сейчас минимальная зарплата в стране - 450 рублей. Это составляет лишь 20 процентов от прожиточного минимума трудоспособного гражданина. С 1 октября 2003-го правительство планировало поднять "минималку" до 600 (Минфин против этого варианта не возражает, деньги в бюджете нынешнего года заложены), но Совет Федерации перед летними каникулами отправил проект закона на доработку для уточнения отдельных положений. Документ, скорее всего, будет нынешней осенью принят. Правда, серьезных позитивных перемен в сфере оплаты труда это не принесет, так как почти все тарифные ставки бюджетников (за исключением самых верхних - 17-го и 18-го разрядов) по-прежнему останутся ниже прожиточного минимума.
Ситуация заметно ухудшится в 2004-м из-за того, что финансисты, как бы забыв про инфляцию, "зарубили" следующий этап повышения "минималки" - до 720 рублей. И вместо усиления социальной политики правительство, похоже, может взять курс на ослабление ее. Но разве наша экономика находится в кризисе, чтобы делать такой поворот?
Если подобными темпами мы будем повышать минимальную зарплату и впредь, то она "догонит" прожиточный минимум только в 2015-м. Вопрос в том, хватит ли у миллионов россиян терпения и здоровья, чтобы ждать еще столько времени?
За одиннадцать лет реформ (1992 - 2002) потребительские цены в стране выросли более чем в 10 тысяч раз. Более скромными темпами повышалась средняя зарплата. Сегодня ее покупательная способность ниже, чем в 1991-м, на четверть. Конечно, сравнение не очень корректно, потому что в 91-м цветные бумажки лишь с большой натяжкой можно было называть деньгами: купить на них многие товары в условиях тотального дефицита было очень сложно. Тем не менее снижение покупательной способности зарплаты налицо.
Некоторые нынешние экономисты утверждают, что резкое повышение уровня оплаты труда нарушит сбалансированность экономики, приведет к раскрутке инфляционной спирали. "Как мы работаем, так и получаем", - говорят эти специалисты. Против такого подхода есть серьезные аргументы. Доля зарплаты (включая скрытую) в российском валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 46 процентов, а в Великобритании, Японии, Швеции, США - от 55 до 60. То есть в России значительно недоплачивают работникам. Это особенно хорошо видно при анализе себестоимости, или, как сегодня говорят, затрат на производство продукции. Так вот, на зарплату в себестоимости приходится всего 15,6 процента. Это в целом по экономике, а в промышленности - 13,6. Аналогичный показатель в Германии, как сообщил собственный корреспондент "Труда" Рудольф Колчанов, - 30 - 40 процентов.
Дешевая рабочая сила в России, по идее, должна бы повышать конкурентоспособность наших товаров, но устаревшее производственное оборудование сводит это преимущество на нет. Остаются негативные последствия: низкий покупательский спрос, широкомасштабная бедность, разочарование в реформах, сложности с формированием гражданского общества.
Вывод из сказанного очевиден: политика доходов требует существенного пересмотра. И в первую очередь необходимо заняться повышением зарплаты в бюджетном секторе. В этой связи решение Минфина не увеличивать размер минимальной оплаты труда в 2004-м и, как стало известно, не проводить индексацию тарифных ставок бюджетников в следующем году является ошибкой. Ее надо исправить. Может быть, это сделают депутаты Государственной Думы, приняв соответствующий закон?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ
Апрель 2002-го Апрель 2003-го
Ср. зарплата в "верхней" 10-процентной группе 495 рублей 611 рублей
Ср. зарплата в "нижней" 10-процентной группе 15 078 рублей 18 359 рублей
Во сколько раз зарплата в "верхней" группе больше зарплаты в "нижней" 30,5 раза 30 раз
Схема повышения минимальной зарплаты, предложенная Министерством труда три года назад
Начало 2002-го - минимальная зарплата повышается до 450 рублей
С первого сентября 2002-го - 600 рублей
2003 год - 900 рублей
2004 год - 1300 рублей
2005 год - 1742 рубля
В целом получку, не дотягивающую до прожиточного минимума или едва достигшую этого нищенского уровня, имеют сегодня, по последним данным Госкомстата, 13 миллионов россиян.
Когда на двенадцатом году реформ получка 10 процентов работающих по найму составляет в пересчете порядка 20 долларов в месяц, все заявления представителей исполнительной власти об "успехах социальной политики" блекнут.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников