10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАМАЛЬ ДЖУМБЛАТ: МИФ И СУДЬБА

Степанов Андрей
Опубликовано 01:01 15 Августа 2003г.
В Москве на русском языке вышла книга писателя и публициста Игоря Тимофеева "Камаль Джумблат" (издательская группа "Прогресс"). Три года назад она уже была опубликована в Бейруте и долгое время возглавляла список продаж. Посвящена книга жизни и борьбе известного ливанского политического деятеля, главы друзской общины страны, лидера ее Национально-прогрессивных сил, создателя и бессменного руководителя Прогрессивной социалистической партии.

Сразу оговорюсь, что монография проникнута глубокой симпатией к этой выдающейся не только в региональном, но и в общечеловеческом масштабе личности. Автор подробно рассказывает о всех этапах жизненного пути Камаля Джумблата вплоть до его убийства в 1977 году, рисует многогранный, сложный, порой противоречивый образ этого весьма одаренного человека, своеобразного энциклопедиста, юриста и мыслителя, публициста и харизматического лидера, пламенного патриота и поэта.
В его судьбе преломилась история его родины - Ливана со времен французского мандата, через независимость, бурную политическую жизнь до страшной и кровавой гражданской войны. Аскет и идеалист, разделяющий высокие гуманистические и нравственные ценности, весьма чуткий к идеалам социальной справедливости и правам человека, он был почитателем и адептом теории ненасилия Махатмы Ганди, но силой обстоятельств был вовлечен в гражданский конфликт, в котором жаждал военной победы. Образец открытости, либерализма, честности, принципиальности и неподкупности среди продажных и циничных феодальных баронов, финансовых олигархов, региональных диктаторов и религиозных фанатиков, сам он фактически был одним из игроков ливанской конфессиональной политической системы - распределения государственных постов между 18 религиозными общинами страны. Но всей душой демократа и социалиста восставал против нее, пытался перестроить ливанскую республику на принципах секуляризма и подлинного народовластия. Он горячо поддерживал Насера в Египте и Асада в Сирии, строивших местные варианты арабского социализма, целиком был на стороне Палестинского движения сопротивления, с шестидесятых годов, несмотря на неприятие тоталитарного коммунизма, с большой симпатией относился к Советскому Союзу.
Трагедия Камаля Джумблата в том, что он практически не добился ничего, во что верил и за что боролся. Жестокие реалии региона расходились с его идеалами, а его рациональная гуманистическая мысль терпела поражение от столкновения с узкокорыстными клановыми и общинно-религиозными предрассудками. По сути, Джумблат стал высшей точкой светского левого социалистического арабского движения. После его гибели оно пошло на спад, освободив историческое пространство для исламского радикализма. Тогда этого не понимали даже те, кто организовал его убийство.
...Глядя на события почти 30-летней давности, не можешь отделаться от ощущения, что Джумблат, погибший от рук спецслужб соседнего режима, которым он некогда восхищался, стал как бы предвестником многих драматических событий и судеб в ближневосточном регионе. Именно поэтому трагедия Джумблата из относительно узкого ливанского контекста проецируется на весь современный арабский мир, на всю сферу цивилизационного стыка Запада и Востока. Эту обстоятельную, добросовестную книгу, несомненно, с удовольствием и пользой прочитают те, кого не оставляют равнодушными затронутые в ней проблемы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников