08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"Медовый спас" перешел в Успенский пост

Чародеев Геннадий
11:53 15 Августа 2005г.
Опубликовано 11:53 15 Августа 2005г.
"Медовый спас" перешел в Успенский пост

Православные накануне отметили церковный праздник "Медовый спас". По преданию, он пришёл из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью креста освящали воду для отвращения болезней.

По другой легенде 14 августа произошло Крещение Руси. Поэтому праздник имеет ещё одно название "Спас на воде". Кроме этого он совпадает с первым днём сбора мёда, который принято освещать в храмах.

С "Медового спаса" начинается Успенский пост, который продлится до 27 августа. По строгости он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продлится до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван. Только 19 августа в праздник Преображения Господня — один раз за весь пост — можно есть рыбу.

В первый день Успенского поста, празднуется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в IX веке в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Существовал обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 14 августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили молебны "для освящения мест и отвращения болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 14 августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается и малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли.

Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов.

Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста.

Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников