Цой мечтал сыграть Чингисхана

Цой мечтал сыграть Чингисхана

Многочисленные поклонники творчества Виктора Цоя отмечают в понедельник 15-летнюю годовщину со дня трагической гибели музыканта. Он погиб утром 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

В то августовское утро 28-летний музыкант возвращался на своем "Москвиче" с лесного озера, где был на рыбалке. Цой тогда отдыхал вместе с четырехлетним сыном Сашей на даче в Латвии. Согласно официальной версии, Виктор заснул за рулем и врезался в автобус "Икарус". Удар был настолько силен, что машина не подлежала восстановлению. Похоронили Виктора в Питере на Богословском кладбище в закрытом гробу. В разбитой машине нашли три удочки, документы, деньги, магнитофон, две маленькие рыбешки и демо-запись нового "Черного альбома"...

Для миллионов его поклонников это был шок. Однако даже самые большие фанаты "Кино" вряд ли могли предположить, что через 15 лет Цоя будут любить по-прежнему. В самые звездные для группы 1988.1989 годы с ней работал петербургский продюсер Юрий БЕЛИШКИН (окончание; начало здесь).

-...В конце 80-х звезды начали зарабатывать большие деньги. Некоторые музыканты с гастролей привозили рубли мешками.

- Но Цой никогда не пел под фонограмму, не давал много концертов. В мае 1989 года в Минске на стадионе "Динамо" группа "Кино" дала четыре аншлаговых концерта подряд. На каждом собралось по 18 тысяч зрителей. Итого 72! А заработал Цой столько, сколько сегодня звезда средней руки получает за две-три песни в ночном клубе. Ну купил он себе этот злополучный "Москвич", как оказалось, с крайне ненадежной рулевой системой. Квартиры в Москве не приобрел, а ленинградскую оставил жене и сыну. Дачи у Вити не было. Никаких печаток, цепочек, бриллиантов я у него не видел.

- Музыканты "Кино" не были профессиональными артистами, но их выступления заражали особой энергетикой. В чем тут секрет?

- Однажды я посмотрел запись сольного концерта "Битлз", который длился всего 50 минут. Оказалось, больше они и не играли. Это не нужно было ни им, ни зрителям. За час музыканты и публика столько эмоций выплескивали, что сил уже не оставалось. У "Кино" концерты шли час - час десять. Уже после первой песни начинался шквал эмоций. Через час все расходились счастливые, уставшие, опустошенные и в то же время наполненные положительной энергией. На моей памяти никто из зрителей не жаловался: мол, почему так мало играли.

- Цой не отделял себя от "Кино", тем не менее нередко выступал один, как автор-исполнитель, пел под гитару...

- Его часто приглашали именно одного - в не самые большие залы, чтобы пообщаться, послать записки и получить ответ. Впрочем, он и один легко собирал дворцы спорта. Мне кажется, останься он в живых, с годами Витя стал бы чистым автором-исполнителем, чтобы не зависеть от чьих-то интересов, проблем, прихотей. Он также очень интересовался кинематографом, успешно дебютировал как актер в фильме "Игла". Мог бы много интересного сделать в кино, например, сыграть роль Чингисхана - был и такой проект.

- С кем из коллег он дружил, чье творчество уважал и ценил?

- Про "ДДТ" и Юрия Шевчука Витя говорил, что группа интересная и свое слово еще скажет. Так и случилось. А дружил он с Борисом Гребенщиковым и Константином Кинчевым. Возможно, рокерам это покажется странным, но Цой уважительно относился к творчеству Александра Розенбаума. На втором ленинградском рок-фестивале в 1984 году Цой заполнил анкету, где, отвечая на вопрос о своих пристрастиях в музыке, написал своей рукой: "Любимый певец - Георг Отс, Дэвид Боуи, артист - Василий Лива нов, композитор - Имре Кальман".

- Как вы думаете, каким бы он был сегодня?

- Витя все равно остался бы первым! Помимо музыки и стихов, помимо невероятной энергетики, уникальной внешности было в нем еще что-то загадочное, притягательное. Причем не только на сцене, но и в обычной жизни. Может быть, в середине 90-х, устав от гастрольной гонки, он, я думаю, ушел бы на годдругой из рок-н-ролла, но потом вернулся бы. По складу своему он мог остановиться - чтобы подумать, принять решение. Но для этого нужно было жить не в Москве. Этот город, куда Цой перебрался в последний год жизни, его закрутил, завертел, а Витя был человек питерский, тонкий, не тусовочный. И по большому счету он страдал от внезапно нахлынувшей популярности, а не упивался славой.

- Что случилось пятнадцать лет спустя с самыми близкими людьми Виктора?

- Совсем недавно после тяжелой болезни ушла из жизни Марьяна Цой. Во многом благодаря ее титаническим усилиям память о Цое так органично шагнула в современную жизнь. В нашей стране, где повсеместно попираются авторские права, вдова Цоя сумела выстроить финансовую систему, которая позволила ее семье не бедствовать, смогла обеспечить Витиному сыну достойное образование. Сейчас Саше девятнадцать, он высокий, красивый, не слишком разговорчивый - в отца. Талантливый компьютерщик. К музыке долгое время был равнодушен, но недавно, как говорят друзья, увлекся гитарой. Про Наташу Разлогову говорили, что вскоре после трагедии она вышла замуж, а потом уехала на Запад. Наташа наотрез отказывалась делиться с журналистами воспоминаниями о Цое. Что касается музыкантов "Кино", то гитарист Юрий Каспарян сейчас играет в известной группе "Ю-Питер" Вячеслава Бутусова. Бас-гитарист Игорь Тихомиров теперь звукорежиссер в группе "ДДТ". Густав (Георгий Гурьянов), забросив барабаны, стал известным художником, чьи работы выставляются по всему миру. После гибели Цоя были попытки восстановить группу "Кино" или создать что-то в этом стиле. Я сам приложил к этому руку, поддержав в свое время начинающую группу "Виктор". Вышло несколько дисков, где песни Цоя исполняли самые разные музыканты, прошло множество фестивалей его памяти. Но, знаете, меня больше радует, когда его песни поют на кухнях, в подземных переходах.