КЕРОСИН ИЗ... КОЛОДЦА

Жители Каменска-Уральского осваивают профессию нефтяника, точнее керосинщика. Особых приспособлений для добычи полезного ископаемого из-под земли не требуется: керосин плещется в их колодцах на каменской окраине,в поселке Травянка.

- Прорвало водовод, и дожди шли все время - вот наш колодец и закеросинился, - объясняет садовод Арина Родионова. Она купила участок на окраине Каменска 16 лет назад, но с такой бедой столкнулась впервые. - Не могу же я помидоры керосином поливать!
Для поливки колодезная жидкость действительно не годится. Но за забором коллективного сада предприимчивые местные жители наладили добычу керосина, "пласт" которого залегает на глубине около 5 метров. "Керосинщики" пробурили более десятка скважин, вокруг них разбросаны ведра, канистры, шланги и пахнет нефтепродуктами.
"Керосиновые плантации" заканчиваются в 200 метрах от сада, где за забором находится военный аэродром "Травянка". Именно военный керосин просочился в гражданские садовые колодцы.
Как пояснила лидер движения "Экозащита" Ольга Подосенова: "Не то чтобы военные сознательно керосин на землю сливали. Были погрешности в расходомерах, топливомерах, какие-то естественные потери при заправке самолетов. В результате тысячи тонн керосина просочились под землю, где в пустотах образовалось керосиновое озеро - так называемая линза".
Три года назад главная военная прокуратура проводила экологическую проверку военных объектов. Признала, что "наиболее тяжелая экологическая ситуация сложилась на военных аэродромах, где вместе с поверхностными загрязнениями имеются подземные скопления нефтепродуктов под складами ГСМ, которые мигрируют к источникам водоснабжения..."
Прокуратура вынесла постановление об устранении экологических недостатков, Минобороны выделило средства, но тогда в Свердловской области первоочередными объектами, срочно требующими рекультивации почвы, признали ракетные установки. Как неохотно пояснили в штабе ПУрВО, "по мере поступления средств ведутся подготовительные работы для откачки линзы". Неприятности от таких линз вполне предсказуемы: даже небольшой пожар может привести к катастрофе. Кроме того, по данным гидрогеологов, керосиновая линза перемещается под землей. В Каменске поднявшиеся из-за обильных осадков грунтовые воды выдавили керосин на поверхность - так он и просочился в колодцы.
Главный санитарный врач Каменска Павел Дуров сообщил: "Мы провели экспертизу по просьбе владельцев садов, обнаружили в подземных водах и открытых колодцах керосин. Основная проблема в том, что территория садов становится непригодной для использования - растения впитывают нефтепродукты из почвы". Рекомендации специалиста - бросить угодья и требовать компенсации от Минобороны. А пока огородникам из Травянки придется забыть о сельхозработах и переквалифицироваться в "керосинщиков".
Однако потенциальная опасность керосиновой линзы не исчерпывается уничтожением сельхозугодий. По сведениям гидрогеологов, она мигрирует в сторону реки Исети, чьи воды в конечном итоге попадают в Северный Ледовитый океан. Керосин может добраться до русла через сто лет или через десять - подземные перемещения зависят от многих факторов. И, если военные его не обезвредят, не миновать глобального загрязнения.
Керосиновые линзы - проблема не одного лишь Каменска. Как выяснила главная военная прокуратура, такие же подземные "хранилища ГСМ" существуют в Чкаловском (Московская область), Энгельсе (Саратовская область), Саватии (Псков), Украинке (Амурская область). Самые объемные запасы - в Энгельсе, там имеются сразу две линзы, площадью 150 и 200 га. Для ликвидации только одной требуется 150 млн. рублей, которые должно выделить Минобороны.
ТОПЛИВО РАЗЛИЛОСЬ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
Брянские экологи давно бьют тревогу в связи с загрязнением водоносных слоев различными нефтепродуктами. С 1962 года в Брянске работает крупный наливной пункт, относящийся к системе компании "Транснефтепродукт". Сколько бензина с тех пор ушло в землю, никто не подсчитывал, но окраина города основательно пропитана им. Пробы, взятые на берегу реки Снежети, показали превышение предельно допустимого содержания нефтепродуктов в воде в сотни раз. В недрах земли выявили около 500 тонн горючих веществ. Однако больше всего тревожит экологов поселок Сеща, где базируется авиаполк, в котором больше двух десятков "Русланов" и ИЛ-76. Керосиновая линза, которой пропитана вся окрестность, - это, по разным оценкам, от 3 до 8 тысяч тонн горючего. Его до сих пор выкачивает через самодельные скважины местное население. А на территории аэродрома работает по договору с Министерством обороны фирма "Аэроэкология". Министерство обороны разрешило ей проводить эти работы, беря в награду добытое топливо. С той поры откачали более 18 тысяч тонн загрязненных вод, из которых добыли около 400 тонн нефтепродуктов. За то же время сещинские старатели выкачали из песков в 5 раз больше.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир Кузнецов, эколог, заместитель председателя фракции "Зеленая Россия" партии "Яблоко":
- Под каждым военным аэродромом находятся керосиновые линзы - иные до километра в диаметре. Самое опасное, когда керосин просачивается в грунтовые воды, доходит до рек и ручьев, где гибнет все живое. Чтобы устранить даже среднюю по величине линзу, требуются миллионы долларов. Вряд ли Мин-обороны в состоянии выделить такие средства. Богатые страны решаются на дорогостоящую рекультивацию, но я не слышал, чтобы она проводилась у нас. Но рано или поздно это придется делать. Нефтепродукты вызывают массу заболеваний: желудочно-кишечные, кожные, аллергические...
Сегодня вся рекультивация сводится к одному: раз десять откачают воду из колодца, станет на время чище, а после дождей и паводков керосиновая линза обычно возвращается назад. Сейчас поговаривают о том, чтобы передать аэродромное хозяйство в частные руки. Якобы частник будет бережнее с топливом, что благотворно отразится и на экологии. Но справиться с таким "обременением", как керосиновая линза, вряд ли ему по карману. Так что проблема, похоже, решится не скоро.