03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИНДУСЫ, ЛИТОВЦЫ И ПРОЧИЕ МОСКВИЧИ

В Москве в настоящее время работают 46 школ с так называемым "этнокультурным компонентом", где учащиеся, помимо общеобразовательных предметов, изучают язык, культуру, традиции той или иной страны. Кого и чему учат в школах "с национальным уклоном", выяснял наш корреспондент.

- Большинство граждан имеют неправильное представление о подобных учебных заведениях, - считает пресс-секретарь департамента образования города Москвы Александр Гаврилов. - Они говорят: армянская, грузинская, еврейская школы... Но таких школ нет. Есть русско-грузинская, русско-армянская и т.д. Здесь учат детей разных национальностей в духе толерантности и уважения к культуре других народов.
Отбор в такие школы не осуществляется исключительно по национальному признаку, учиться в них может любой, кому интересна культура данной страны. Однако после интервью с директорами и преподавателями этнокультурных заведений создается впечатление, что происхождение ребенка все-таки играет немалую роль при поступлении, но это, естественно, не афишируется. "Этническими" предметами в таких школах никого не грузят, зато предлагают ученикам множество факультативов и кружков. Историю и культуру малой родины изучают не отдельным предметом, а в виде вкраплений в общеобразовательную программу - такой подход называется интеграцией. Многие родители охотно отдают своих отпрысков в учебные заведения с этнокультурным компонентом, потому что здесь можно получить действительно хорошее лингвистическое образование. К тому же посольства, национальные диаспоры и спонсоры всегда помогают "своим" школам рублем, поэтому на приличный компьютерный класс и другие блага цивилизации ученики могут смело рассчитывать.
"ХИНДИ РУСИ, БХАЙ-БХАЙ!"
В одной из старейших школ-интернатов Москвы вот уже 60 лет изучают язык хинди: с тех пор, как премьер-министр Индии Джавахарлал Неру нанес визит Никите Хрущеву. Серьезно преподают и второй государственный язык Индии - английский. Детям предлагают изучать такие экзотические предметы, как история Индии на английском языке, древнеиндийская литература, урду. Здесь только 18% ребят имеют индийские корни, остальные просто интересуются культурой. Девочки с русыми косами с удовольствием облачаются в сари, мальчики постигают азы динамичных народных танцев, очень напоминающих рэп, вместе с родителями дети занимаются йогой. Каждый год ребята ездят в Индию по обмену. Там их встречают, как звезд Голливуда: индийцы до сих пор верны лозунгу "Хинди руси, бхай-бхай!" ("Индийцы и русские - братья"), поэтому домой россияне привозят не только сувениры, но и вырезки из центральных газет со своими фотографиями и интервью. Выпускники школы хинди пополняют ряды востоковедов, работников МИДа. Их ждут в МГИМО, РУДН, РГГУ.
ЗА УЗКОГЛАЗОГО ОТВЕТИШЬ!
Русско-корейская школа в Москве появилась не так давно - в 1992 году, когда корейцы, считавшие себя до этого полноправными советскими гражданами, стали слышать за спиной обидное "вас тут еще не хватало, узкоглазых". "У многих предки переехали в Россию еще до революции, - поясняет директор школы Нелли Эм, которая и сама выучила корейский язык только в 52 года. - У нас учатся и буряты, и калмыки, и киргизы, и армяне. Все, кто не может прижиться в обычных школах, поступают к нам, даже если живут в других районах Москвы".
Еще бы, здесь за "узкоглазого" можно ответить по полной программе. Был момент, когда школьников после занятий подкарауливали и избивали скины. Так ученики со славянской внешностью не только дрались за своих одноклассников, но еще и проводили разъяснительную работу со шпаной из близлежащих дворов. В русско-корейской школе, как и во всех учебных заведениях с этнокультурным компонентом, преподавание ведется на русском, но корейский язык школьники изучают с 1-го по 11-й класс и завершают цикл сдачей серьезного экзамена. Еще ученики занимаются тхеквондо, пытаются есть палочками, которыми их щедро снабжает Нелли Эм, а на уроках труда постигают секреты приготовления корейской моркови и суши. Здесь даже на дверях иероглифы - например, в дамскую уборную. В выпускных классах особые почести оказывают не только медалистам, но и... "лучшему корейцу школы". Его выбирают из детей - не корейцев.
ЗДЕСЬ НЕ СКАЖУТ: "ПОДЬ СЮДЫ!"
Русско-литовская школа в Москве сначала работала только для посольских детей, но потом в нее стали принимать всех желающих.
- Когда я перевелась в литовскую из обычной общеобразовательной школы, меня поразила семейная обстановка, - вспоминает Злата Н. - выпускница русско-литовской школы. - Здесь все друг друга знали, а к учителям обращались: "тамста мокетайа", что с литовского переводится как "уважаемый учитель".
Помимо стандартной общеобразовательной программы, здесь предусмотрены три уровня изучения литовского языка, также школьники могут хоть каждое лето ездить в Литву. Отмечают здесь и все национальные праздники. Особенно любят День Казюкаса. Не подумайте ничего плохого - это чествования святого Казимира, во время которых обязательно проводят распродажи поделок. Многих родителей подкупает по-европейски демократичный стиль общения между учениками и учителями. "Здесь никогда не услышишь от старшего "Подь сюды!" - рассказала мне мама одного ученика.
ГИМН ПО УТРАМ И МЕНЮ БЕЗ МЯСА
Каких школ в Москве только нет: русско-армянская, татарская, китайская, турецкая, грузинская, азербайджанская, украинская, польская... В каждой - свои традиции. Например, в школе с азербайджанским этнокультурным компонентом первый урок начинается с двух гимнов - нетрудно догадаться каких. В русско-еврейской школе в пятницу учеников отпускают домой пораньше, чтобы успели подготовиться к Шаббату (по иудейской религии в субботу работать запрещено). Кстати, в религиозных еврейских школах пятница - вообще выходной, зато воскресенье - рабочий. В русско-татарской школе для тех, кто строго следует канонам ислама, в школьной столовой разработано специальное меню без мяса...
Можно подумать, что обучение в школах с этнокультурным компонентом чревато формированием националистичных взглядов у детей, однако социологическое исследование, проведенное недавно центром исследования межэтнических отношений Института социологии РАН, доказывает обратное. Уровень толерантности у учащихся школ с этнокультурным компонентом на порядок выше, чем у обычных московских школьников, с которыми не проводят разъяснительной работы, заявляют социологи.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников