На реке два парома, каждый набит людьми, спешащими сбежать из города, в котором уже взорвана больница. На каждом пароме - детонатор: можно нажать кнопку, взорвать соседнее плавательное средство и сохранить себе жизнь, и, казалось бы, главный вопрос - кто это сделает первым. Если никто, то свою кнопку нажмет Джокер, клоун с разорванным ртом, которого не запугать, не подкупить и с которым не договориться.
Джокеру (его играет Хит Леджер, чья кончина, вполне возможно, оказала некое влияние на количество собранных долларов) должен бы противостоять Бэтмен (Кристиан Бэйл), но его отвлекает вопрос: кому бы передать лиру и заботу о городе Готэме, чтобы посвятить изрядный остаток дней и денег себе и девушке Рэйчел (Мэгги Джилленхал)? Кандидат есть - новый окружной прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт), который уже сделал Рэйчел предложение. Но, может быть, он предпочтет взять на себя функции хранителя Готэма, стать его Белым Рыцарем, а миллионер Брюс Уэйн будет плавать на яхте со своей курносой спутницей и сожжет костюм Бэтмена в печке, как ненужную лягушачью шкурку?
Но у Харви Дента будет другая задача - он станет метафорой борьбы добра и зла, после очередного джокеровского взрыва превратившись в двуликое существо: с одной стороны - блондин с ямочкой на подбородке, с другой, обожженной, - полутруп с выкаченным глазом и светящимися сквозь дыру в щеке зубами. Его амбивалентный вид, видимо, понадобился Нолану для того, чтобы напомнить, что добро и зло есть в каждом и вообще они на свете существуют, ибо отношения Бэтмена и Джокера не совсем об этом, и к тому же очевидно, кто из них сильнее. Бэтмен - прямолинейный, простой и плоский; Джокер - гибкий, дурашливый, ускользающий, его движения выверены и отточены, а слова завораживают: "Безумие - оно же как гравитация, надо только слегка качнуть..." Роль Леджера (режиссеры дубляжа оставили придуманный им для Джокера жутковатый смешок) и есть самое притягательное в фильме, остальное - неглупый, но все же комикс: для тех, кто либо уже перешел от романов и детективов в мягких обложках к Паоло Коэльо либо, наоборот, как Бэтмен, притомился бороться и искать и хочет "философии-лайт". Ее в "Темном рыцаре" сколько угодно - полноценен, силен и ярок там лишь хаос, а все остальное присутствует в облегченном, низкокалорийном варианте - и экзистенциальный выбор, и красота, и страх: сидящие на пароме проголосуют за то, чтобы кнопку все-таки нажать, но обнаружится суровый негр, который выбросит разрушительный прибор в окошко. В комиксе, сами понимаете, нельзя без такого негра.