Последние две недели по всей стране идут массовые облавы на мигрантов. Однако среди россиян, и в частности москвичей, есть те, кто смотрит на проблему с другой стороны, провозглашая почти в духе русских революционных демократов: мигрант – тоже человек!
Вторник, вечер. Лермонтовский сквер. У памятника сезонному рабочему (есть такой в Москве – работа знаменитого скульптора Ивана Шадра, 1929 год) собираются молодые люди с плакатами. На вид им не больше 23 лет. У некоторых на груди красуются надписи: «полицейский», «работодатель», «гастарбайтер». Они собираются у большой коробки из-под холодильника, на которой раскиданы детские кубики и какие-то листы бумаги.
Уставшие москвичи спешат с работы. Некоторые бросают взгляд на необычную сцену, но, не останавливаясь, бегут дальше. Зато странную компанию окружают журналисты и фотографы – их мероприятие заинтересовало явно больше, чем обычных прохожих. Подтягиваются люди с плакатами. На огромных ватманах пестрят заголовки: «Нелегальных людей не бывает», «Нет зачисткам и концлагерям», «Кто следующий?».
В полной тишине парень-«мигрант» подходит к столу с табличкой «Работа! Оплата-зарплата!». «Работодатель» показывает пальцем на «кирпичи», которые в этом немом спектакле имитирует коробка из-под обуви. Иностранный гость переносит «кирпичи» и возвращается за зарплатой к новоиспеченному начальнику. Тут стало понятно, зачем нужны деревянные кубики: из них складывается слово «зарплата», мигрант тянется за «получкой», но работодатель бьет его по рукам и половину кубиков забирает себе. Несчастный пробует подозвать жестом «полицейского», но тот избивает его.
После молчаливого театрального перформанса ребята принялись за устную агитацию. На всю округу стали разноситься призывы прекратить антимигрантскую кампанию, освободить «пленников» знаменитого палаточного лагеря, где своего возвращения на родину ожидают нелегалы, и даже выплатить им компенсацию.
Один из тех немногих прохожих, что заинтересовались представлением, очевидно старый коренной москвич, тихо заметил: «Где родился, там и пригодился». И, наверное, тут же горько пожалел о сказанном, потому что в ответ услышал на ломаном русском сразу с нескольких сторон грубое: «Москва – интернациональный город, уезжайте отсюда, если что-то не устраивает». Дедушка вправду поспешил уйти, так как ему на том же корявом наречии пообещали помочь, если он сам этого не сделает.
Искусствовед Николай Напреенко, один из участников уличного спектакля, поясняет: «Мероприятие мы готовили примерно неделю. Решили, что театральная постановка поможет привлечь внимание к проблемам мигрантов. Сегодня здесь присутствуют анархисты, активисты «Российского социалистического движения», «Автономного действия», «Гражданского содействия» и других левых движений России».
Как объясняют свою позицию митингующие, перед выборами главы Москвы столицу спешно очищают от мигрантов, сгоняя их в лагеря. Власти города, по их версии, до этого годами привыкшие не то что не замечать, но поощрять в собственных интересах колоссальный рынок бесправной нелегальной рабочей силы, реагируют на своеобразный общественный запрос недоверчивых к чужакам и друг к другу избирателей.
Пресс-секретарь Союза трудовой бедноты Московского региона Никита Ечков прокомментировал ситуацию с нелегальными мигрантами так: «Бизнесу очень выгодна та кампания, которая ведется властями. И господствующие классы обеспечат себе приток более дешевой и бесправной рабочей силы, и мигранту некуда будет жаловаться».
Спектакль-митинг закончился предложением поиграть в настольную игру «Россия – страна возможностей». Все это заставило задуматься: пока чиновники, представители бизнеса и активисты всевозможных партий играют в свои политические игры на власть и деньги, хаотичный поток мигрантов по-прежнему будет наводнять российские города, нагнетая социальную напряженность, а нашим дедушкам, исконным москвичам, придется все более опасливо ходить по улицам, боясь рассердить и без того обозленных гастарбайтеров.