Запрет на закупку иномарок оставит без работы миллион россиян

Не все чиновники и законодатели услышали слова Владимира Путина о необходимости просчитывать каждый шаг, принимая ответные меры на западные санкции

Президент России, обсуждая ответные меры на западные санкции, специально подчеркнул необходимость взвешивать и просчитывать каждый шаг в этом направлении. Однако далеко не все чиновники и законодатели Путина услышали — иначе они не торопились бы выдавать на-гора откровенно глупые и вредные идеи. Ситуация и без того нервозная, а тут чуть ли не каждый день являются «говорящие головы» с речами, от которых становится жутковато.

Вот зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев родил идею о запрете госзакупок собранных в России автомобилей тех стран, которые ввели в отношении РФ санкции. Это в дополнение к уже действующему запрету на покупку за счет бюджетных средств машин, произведенных не в России.

Какие же аргументы приводит депутат-коммунист? «В мире есть китайский, корейский автопром. И наше производство при таком решении будет более активно развиваться», — говорит Вадим Соловьев. Дескать, стоит только запретить за счет казны покупать модели иностранных компаний (даже если эти машины собирают российские рабочие на российской земле), как сразу собственная автомобильная индустрия пойдет в буйный рост. Но как раз в такое развитие событий плохо верится. Здесь, по-моему, другая логика. Как говорила та теща, выдавлю себе глаз, чтобы у зятя была родня кривая. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что ничего, кроме вреда, подобное решение принести не может.

Начнем с конца запретительных аргументов. В теории наше производство активнее развиваться может. Но судя по тому, что в России в этом году купят на 10-15% меньше новых машин, чем в 2013-м, российский рынок уже сбалансирован. И если идея депутата Соловьева вдруг претворится в жизнь, в России закроются все автомобильные предприятия. И, разумеется, гигантский «АвтоВАЗ» в первую очередь, поскольку он сегодня — часть международного концерна Renault — Nissan. И, напомню, управляет ВАЗом иностранец Бу Андерссон. Нынешние «Лады» как минимум на 20% состоят из импортных деталей. Примерно такая же история — с ульяновским «Патриотом».

На сегодняшний день, по словам эксперта журнала «За рулем» Игоря Моржаретто, в России работает два десятка автозаводов, в той или иной степени связанных с иностранными концернами. Трудится в нашей автопромышленности (включая производителей запчастей) более миллиона рабочих.

И как только будут приняты санкции по отношению к калужскому «Фольксвагену», всеволожскому «Форду» или питерской «Тойоте», штаб-квартиры иностранных концернов остановят производство. Как мы только что выяснили, остановится и ВАЗ — поставщика автодеталей сменить куда как сложнее, чем торговца рыбой или яблоками (хотя и с этим не все так просто). И даже упомянутые корейские и китайские производители не помогут. Поскольку корейцы уже давно разрабатывают и собирают свои машины в Восточной Европе — заводы расположены в Словакии («Киа») и Чехии («Хёнде»), а их научно-испытательный центр — в Германии. Корейские машины, безусловно, качеством вполне сопоставимы с немецкими, японскими или американскими. Но именно из-за этого и цена у них уже сопоставимая (тот же «Киа-Экус» стоит ненамного дешевле аналогичного представительского «Мерседеса»). Но в России представительский корейский класс пока не производится.

Остается китайский автопром — самый молодой. В Китае свою первую машину собрали в середине 1950-х, и это были грузовики устаревшей советской конструкции. Китай действительно сейчас производит все что угодно. И продает сравнительно недорого. Но даже там все комплектующие у себя не производят. Так что, придерживаясь буквы закона (если это случится), Россия не сможет покупать машины за счет бюджета и в Поднебесной...

Перечисление контраргументов можно продолжить. Но и приведенных доводов, на мой взгляд, с избытком хватает, чтобы доказать всю абсурдность и вред депутатского предложения. В Ассоциации европейского бизнеса комментировать его вчера вежливо отказались — мол, подождем.

Можно, конечно, списать все на привычку наших законодателей прокукарекать, а там хоть не рассветай. Ведь главное для них, чтобы начальство оценило ретивость, от избирателя же наши депутаты почти не зависят. Но в том-то и дело, что оглашение подобных «антизападных» инициатив как раз там, на Западе, могут сегодня воспринимать как проявления паники и истерики на российском олимпе. А нам это надо?

Я уже не говорю, что свои заявления депутат Соловьев сделал аккурат в канун открытия самого крупного в России и заметного в мире Московского международного автосалона. Который, убежден, посетят сотни чиновников, присматривая себе новинку в модельных рядах престижных автоконцернов. И раздумывая, как бы умудриться приобрести ее за счет казны...